Киселев: Павленский попал, подумав, что во Франции свободнее

Представляю, сколь жгучую ностальгию по России сейчас испытывает художник-акционист Павленский, который ровно полтора года назад уехал от нас во Францию в поисках большей свободы самовыражения. А на этой неделе французский суд вообще оставил Павленского в тюрьме на неопределенный срок.

Представляю, сколь жгучую ностальгию по России сейчас испытывает художник-акционист Павленский, который ровно полтора года назад вместе с женой и двумя детьми уехал от нас во Францию в поисках большей свободы самовыражения. А на этой неделе французский суд вообще оставил Павленского в тюрьме на неопределенный срок. О причинах чуть позже. Прежде о трагедии "французского периода творчества" художника Павленского.

Более половины "французского периода" художник Павленский просто сидит в тюрьме. Без приговора. Тюрьма, правда, словно подобрана для художника. Это не простая тюрьма.

Флёри-Мерожи на юге Парижа в районе Сент-Женевьев-де-Буа. Самая большая и самая красивая тюрьма Западной Европы. Построена более полувека назад не без романтической ноты. С высоты птичьего полета здание в виде сердца, заполненного снежинками.

Снежинки — это отсеки. Внутри — камеры. На этом романтика заканчивается. Тюрьма перенаселена. Рассчитанная примерно на 2 тысячи 800 узников, содержит более четырех тысяч, включая исламских террористов, осужденных за теракты в Париже и Брюсселе. Над крышами поднятая стальная сетка, чтобы предотвратить посадку вертолета на случай готовящегося побега.

Все строго. Надсмотрщики сравнивают Флёри-Мерожи со скороваркой, готовой взорваться.

Пару лет назад молодой француз-журналист Артур Фрейе ради будущей книги поступил в Национальную школу пенитенциарной администрации и ходил в тюрьму Флёри-Мерожи на практику, ведя дневник. Потом опубликовал книгу под названием "В шкуре надзирателя".

По коже бегут мурашки от того, в каких условиях французы держат российского художника Павленского. И не простого художника, а того, которого еще совсем недавно называли "самым влиятельным художником России", того, кому еще совсем недавно присуждали престижные европейские премии. Например, премию Вацлава Гавела. Самого Павленского, который восхищал цивилизованную Европу тем, как зашивал себе рот в защиту девчат, что танцевали в цветных колпаках в московском храме Христа Спасителя. Того самого художника Павленского, который в Питере голышом заворачивал себя в колючую проволоку, изображая из себя бессловесную и лишенную каких-либо прав скотину. Впечатлившего весь мир Павленского, когда тот буквально пригвоздил свое причинное место к брусчатке Красной площади, призывая народ к большей социальной активности.

Но если в России полиция, на мой взгляд, в какой-то степени и ассистировала творческому замыслу художника, являясь частью задуманного перформанса, то аккуратно ножницами по металлу выкусывая автора из железного кокона, то накрывая безысходно обездвиженного прямо-таки римской тогой, то французская жандармерия, наоборот, повела себя с художником Павленским художественно безвкусно и черство, если не сказать жестоко. И вообще, вам не надоели еще эти западные двойные стандарты?

Когда Павленский ночью поджег исторические двери в здании ФСБ на Лубянке, то в рецензиях западной критики это был хороший поджог. И Франция аплодировала. Когда художник Павленский, как бы на бис, совершил глубоко идеологизированный, прямо-таки миссионерский поджог дверей Национального банка, то этот поджог вдруг французские власти сочли плохим поджогом. А жандармы тут же, даже не дождавшись окончания перформанса, грубо замели российского художника на гастролях. Вы же помните эту неотесанную грубость. "Эй, в чем дело? Подойди-ка сюда!"

Представляете, если нечто подобное кричат из зрительного зала в адрес актера на сцене? Или на съемочную площадку заявится полицейский, и вот так, бесцеремонно вмешается?

Понятно, что исполняющий роль художник Павленский не шелохнулся. Так его эти топтуны решили свалить. Павленский в образе, как струна, все еще держа в памяти нежность российских ассистентов в полицейской форме. Но французы и не думали ассистировать. Бросили его в участке за решетку, потом вполне в духе карательной психиатрии в психбольницу. Оттуда опять в тюрьму, Флёри-Мерожи.

Так вот о нравах в этой самой парижской тюрьме. Оказывается, заключенные там тоже любят поджигать. Поджигать свои камеры. Вот лишь небольшой отрывок из книги "В шкуре надзирателя" журналиста Артур Фрейе (псевдоним Жан-Марк Гурдон).

"Дисциплинарное отделение находится в здании D-2, которое недавно полностью отремонтировали, и оно вновь начало выполнять свои функции в январе 2011 года. Несмотря на недавний ремонт, 18 из 78 камер уже выведены из эксплуатации.

- Это из-за того, что их поджигали заключенные, — поясняет нам наш наставник. — Всегда говорят, что в тюрьмах все поломано, ничего не работает. СМИ это обожают. Забывают только сказать, что все это сделали заключенные!

Ришар, главный наставник, заставляет нас посетить еще одну камеру, которая была подожжена. Стены в саже. Туалет также весь черный от копоти. Сложив руки и оглядывая стены, он объясняет нам, что многие заключенные теряют над собой психологический контроль, когда они попадают в карцер.

- Мне прямо в лицо, когда я открывал дверь, даже бросали банками с мочой и шариками из сухого дерьма. Другие раздеваются догола и полностью вымазываются дерьмом. Бывает, что теряют дар речи.

Молодая практикантка, стоящая рядом со мной, кривится от отвращения.

Еще один охранник рассказывает историю об одной заключенной женщине, которая ела свой матрас".

Ну, вы понимаете, что за "французский период творчества" сейчас у нашего художника-акциониста Павленского. С одной стороны – хорошо. Узники Флёри-Мерожи достаточно креативны, и можно перенимать опыт. Но с другой стороны — взаперти. Как бы то же самое, но ведь не на миру, где и смерть красна.

Павленскому-то воля нужна. Он же за волей ехал. А оказался на свободе по-европейски. Чувствуете разницу? И вот откуда она у Павленского, ностальгия. Свободы той оказалось мало художнику.

И что сейчас? Тюрьма на неопределенный срок. Приговора по поджогу Национального банка пока нет, и неизвестно, когда будет. Но за решеткой все же по решению суда.

Так за что во Франции посадили вольного российского художника Павленского? Оказывается, как сообщает международное французское радио, решение оставить Павленского под арестом основано на том, что у Павленского "нет определенного места работы, адреса, счета в банке, и что он не получает никакой социальной помощи". Ну, так оказывайте Павленскому социальную помощь. Вы же ее не оказываете, и за это же еще и сажаете. Где логика?

А то, что у него "нет определенного места работы, адреса и счета", не повод человека сажать в тюрьму. Это же не преступление. Кроме того, Павленский — "иностранный гражданин". Так что — сажать иностранцев? Тем более, что Франция сама обеспечила художнику Павленскому убежище, как бы спасая его от жестокой России.

Отягчающим для Павленского оказался его парижский "образ жизни". Мол, живет, не работая, ни за что не платя и "сквотируя здания". Ну, так что, он один там такой удивительный? Да он же художник!

Суд, видимо, чувствуя, что оснований для ареста мало, решил дополнить свои аргументы еще и тем, что психиатры подметили у Павленского "бредовые навязчивые мысли". Ну, знаете, как говорится, художника каждый может обидеть. Как-то диковато все это.

Если неподготовленный и маргинально консервативный человек зайдет в любую галерею современного искусства, будь то Тейт в Лондоне, музей Гуггенхайма в Нью-Йорке или центр Помпиду в Париже, да и в питерский Манеж или в московский ЦДХ, то может легко обвинить выставленных художников в "бредовых навязчивых идеях". Мы в СССР это уже проходили. И, слава Богу, проехали.

Кстати, в московском ЦДХ, что на "Парке Культуры", сейчас блестящая выставка англичанина Бэнкси. Стрит-арт. Тоже альтернативное искусство. И отлично.

А во Франции психиатры ставят нашему художнику Павленскому "пограничное расстройство личности". Ну, во-первых, пограничное расстройство не является основанием для ареста. Это вам скажет любой психиатр. А во-вторых, в России Павленский неоднократно проходил квалифицированную экспертизу, в том числе в уважаемом центре Сербского, и признан психически здоровым. Он что, во Франции повредился?

В общем, свободу художнику Павленскому! Дайте ему достойно продолжить "французский период" своего творчества. У него много задумок. Артист в расцвете сил.

В Москве он лишь отрезал себе мочку уха тесаком, сидя голышом на заборе. А представляете, сколь ярким могло бы быть продолжение цикла художественного членовредительства в центре Парижа? Тюремной аудитории новатору явно мало. И вообще, где голос нашей свободолюбивой творческой общественности в защиту Павленского? Раньше здесь восхищались. А с глаз долой и из сердца вон? Непорядок.

Тут на недавнем "Кинотавре" все больше за украинского режиссера Сенцова заступались. Но разве это сравнимые творческие величины? Павленский, по западным оценкам, "самый влиятельный художник России". А кинорежиссером называют Сенцова потому, что он снял лишь один документальный фильм. В 2011 году про геймера, юношу, увлеченного компьютерными играми. Бюджет проекта — 20 тысяч долларов. Любительское кино, хоум-видео. Сколь либо значимых наград где-либо фильм не получил. Так, нечто поощрительное. Один раз — приз в тысячу долларов на курорте в Трускавце, в другой раз — в Одессе диплом участника. Как всем. Собственно, все.

Деньги на жизнь Сенцов до 35 лет зарабатывал, содержа в Симферополе игровой компьютерный клуб. Это, для уточнения. Так что само по себе словосочетание "режиссер Сенцов" спорно. Ну, разве что как "сам себе режиссер". У нас на канале такая телепередача есть. Идет уже более четверти века. Режиссеры не переводятся. Да и в YouTube таких режиссеров море пруди.

Прославился же Сенцов не своим видео, а тем, что приговорен судом к 20 годам лишения свободы по статьям УК РФ за подготовку теракта в Крыму и организацию террористического сообщества, ячейки запрещенного в России украинского "Правого сектора" (запрещена в РФ) (организация запрещена в России).

Напомнить о себе Сенцов решил голодовкой, объявленной 14 мая. Похудел. Спустя две недели согласился на заместительную терапию. Голодающего кормят питательными капельницами со всем необходимым. По словам адвоката Сенцова Дмитрия Динзе, его клиент получает также витаминные и глюкозные коктейли. Коктейли, видимо, сытные. По крайней мере, уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила, что Сенцов поправился на два килограмма.

"Его состояние здоровья сегодня удовлетворительное. Он каждый день с его разрешения получает капельницу с полным набором всех питательных веществ, белков и витаминов. В весе он не только не потерял, но и два килограмма прибавил".

Что же до художника Павленского, то его судьба во Франции действительно вызывает опасения. Попал парень. За то, что думал, что там свободнее.