Как надевали каменные "шляпы" на статуи острова Пасхи? Просто и изящно

Для водружения тринадцатитонного головного убора требовалось всего лишь 15 человек, длинная верёвка и надёжный пандус.

Для водружения тринадцатитонного головного убора требовалось всего лишь 15 человек, длинная верёвка и надёжный пандус.
Иллюстрация Sean Hixon / Penn State.

Систематический анализ археологических данных и классических законов механики помогли найти изящное и простое решение задаче инженеров острова Пасхи.

Систематический анализ археологических данных и классических законов механики помогли найти изящное и простое решение задаче инженеров острова Пасхи.
Иллюстрация Sean Hixon / Penn State.

Простая технология позволяла не только аккуратно поднимать и надёжно размещать пукао, но и спускать их обратно.

Простая технология позволяла не только аккуратно поднимать и надёжно размещать пукао, но и спускать их обратно.
Фото Sean Hixon / Penn State.

Для водружения тринадцатитонного головного убора требовалось всего лишь 15 человек, длинная верёвка и надёжный пандус.
Систематический анализ археологических данных и классических законов механики помогли найти изящное и простое решение задаче инженеров острова Пасхи.
Простая технология позволяла не только аккуратно поднимать и надёжно размещать пукао, но и спускать их обратно.
Как создатели статуй острова Пасхи водрузили на их головы каменные "шляпы"? Учёные представили новую версию, объясняющую инженерные уловки древних строителей. Они утверждают, что докопаться до истины им удалось, используя внутри одной компьютерной модели археологические данные наряду с основными принципами механики.

Загадки острова Пасхи неиссякаемы, и одна из них – это то, каким образом люди умудрялись водружать 13-тонные "шляпы" на головы своих огромных каменных статуй. За долгие годы исследований версий было выдвинуто немало, но в новой работе команда специалистов во главе с Шоном Хиксоном (Sean Hixon) из Пенсильванского университета впервые подошла к вопросу, опираясь не только на механику, но и на археологический набор данных. Решением оказалась простая техника подъёма и спуска грузов по пандусам.

Рапануи, или остров Пасхи, расположился в юго-восточной части Тихого океана и является территорией Чили. Широкую известность в мире он приобрёл благодаря моаи –таинственным каменным статуям из базальтового туфа, которые были изготовлены аборигенами между 1250 и 1500 годами. На данный момент изваяний насчитывается на острове более 900 и некоторые из них украшены "шляпами" из красного вулканического шлака, которые местные жители называют пукао, что переводится как "пучок волос".

Более ранние исследования показали, что все статуи весом от пяти до восьмидесяти тонн изготавливались в одном карьере и перемещались на свои места по специально подготовленным дорогам кантованием. При этом изучение недошедших до своих постаментов моаи показало, что их нижняя часть для этого была специальным образом скошена, а уже при установке она выравнивалась.

Систематический анализ археологических данных и классических законов механики помогли найти изящное и простое решение задаче инженеров острова Пасхи.

Что же касается головных уборов цилиндрической формы, которые весили до 13 тонн, то изготавливались они в разных частях острова, откуда довольно легко перекатывались к своим будущим владельцам. Дело было за малым – водрузить "шляпу" на голову статуи высотой до 10 метров. В попытке понять технологию, которую для этих целей использовали безусловно талантливые инженеры прошлого, Хиксон и его коллеги отсняли на фото множество голов статуй с каменными цилиндрами. На основе собранных таким образом данных учёные разработали подробную трёхмерную компьютерную визуализацию.

"Мы предположили, что все они были транспортированы и размещены одним и тем же способом, – рассказывает Хиксон в пресс-релизе университета. – Таким образом, мы искали элементы, которые были бы одинаковыми для всех "шляп" на всех статуях".

Единственным таким элементом оказались выемки в основаниях цилиндров, которые соответствовали размерам голов изваяний. Но вот в чём проблема – крайне сложно было бы водрузить головные уборы, не стесав при этом края выемок, – а выглядят они очень аккуратно. Поэтому по одной из предыдущих версий, статуи водружались на свои постаменты уже в головных уборах. Недостатком этой теории является тот факт, что других доказательств перемещения изваяний вместе с пукао обнаружено не было.

Ещё одной важной зацепкой является то, что многие из отдельных цилиндров, разбросанных по острову, имеют большие размеры, чем конечные варианты головных уборов. А это, скорее всего, означает, что подгоняли их под нужный размер и дорабатывали фасон уже на месте.

В итоге единственным достойным решением могло быть использование специальных пандусов. В пользу этой теории свидетельствует и тот факт, что некоторые пукао были аккуратно спущены со статуй и поставлены рядом, а не хаотично откатывались в случайном направлении.

Простая технология позволяла не только аккуратно поднимать и надёжно размещать пукао, но и спускать их обратно.

В своей статье, опубликованной в издании Journal of Archaeological Science, авторы исследования пишут, что вероятнее всего для водружения пукао требовалось не более 15 человек. К верхнему концу пандуса, закрепленному на макушке статуи, крепился центр длинной верёвки, концы которой обматывались вокруг каменного цилиндра. Затем две группы людей тянули за концы, аккуратно закатывая груз наверх, или стравливали, опуская его вниз.

Но это ещё не всё. Подняв на голову статуи, пукао нельзя было просто надвинуть на положенное место. Это действие уничтожило бы край выемки и не позволило бы головному убору впоследствии прочно держаться на своём месте. Словом, его нужно было по-настоящему надеть сверху, как обычную шляпу. Напомним, что речь идёт о 13 тоннах.

Возможно, для этой цели строители древности располагали над статуей систему коротких рычагов. Пукао разворачивали на 90 градусов, приподнимали над макушкой изваяния и постепенно опускали.

Ещё один возможный вариант: возвести пандус чуть в стороне от головы. Тогда было бы достаточно приподнять "шляпу" и опустить её точно на нужное место.

"Это первый раз, когда кто-то систематически изучал разнообразные доказательства того, как гигантские "шляпы" водружали на вершины массивных статуй острова Пасхи, — подводит итоги соавтор исследования Карл Липо (Carl Lipo). — Наша работа сочетает в себе современную трёхмерную визуализацию, основанную на анализе артефактов и физических моделях для получения наилучшего ответа".

Авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) часто рассказывают о решении загадок прошлого. Больше интересных новостей — в нашем разделе, посвящённом археологии.