Тема:

Атака на картину Репина 10 месяцев назад

Картина Репина: "Ивана Грозного и сына его Ивана" возьмут в защитный короб

Ужесточить меры безопасности, максимально строго наказать преступника. Такие требования звучали на пресс-конференции в Третьяковской галерее. Журналистов собрали в связи с ЧП: картине Репина "Иван Грозный и сын его Иван" вандал нанес серьезные повреждения.

Ужесточить меры безопасности, максимально строго наказать преступника. Такие требования звучали на пресс-конференции в Третьяковской галерее. Журналистов собрали в связи с ЧП: картине Репина "Иван Грозный и сын его Иван" вандал нанес серьезные повреждения. Свой поступок он объяснил воздействием алкоголя. Спиртное, вероятнее всего, в Третьяковке больше не будут продавать.

Понедельник в Третьяковской галерее — выходной, но сотрудники музея с утра на ногах. Посекундно восстанавливают хронологию атаки на картину Репина. А потом в том самом репинском зале рассказывают журналистам, как Игорю Подпорину удалось изуродовать шедевр.

"Уже дойдя до лестницы, неожиданно повернулся и с невероятной скоростью бросился обратно в зал. Успел несколько раз ударить по полотну. Самоотверженная смотрительница повисла на руке", — рассказывает генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Картина оказалась иссечена осколками. Полотно — на реставрации. Страховая система в российской музейной системе почти не применяется: платить будет спонсор. Потребуется как минимум 10 миллионов рублей. Нападение усугубило хронические болезни полотна, на которое уже покушались. В 1913 году старообрядец Балашов, несогласный с трактовкой образа царя, исполосовал ее ножом.

"Можно сказать с уверенностью, что вторжение, которое произошло сейчас, обострило те проблемы, которые были у этого полотна", — поясняет Зельфира Трегулова.

Стекло не смогло защитить холст: оно не было противоударным. Те, по которым можно даже молотком бить, производятся на многих заводах в России, но в музеях почти не используются: сильно бликуют. Те, что не бликуют и не бьются, — запредельно дороги. Поэтому покрывают таким стеклом лишь избранные шедевры. Например, картину Рембранта "Даная", которую в 1985 году Брюнис Майгис, признанный потом психически нездоровым, облил кислотой.

"Если это производится в Японии, никакой гостендер здесь не поможет. Это очень сложные технологии, мы можем обеспечить защиту подобного рода стеклом, только опираясь на поддержку наших партнеров", — отметила генеральный директор Третьяковки.

Такие стекла появятся и в Третьяковской галерее, еще там усилят охрану. А в буфете откажутся от продажи алкоголя. Перед нападением Игорь Подпорин выпил 100 граммов водки. И опьянением объяснил свой поступок.

"В кафе были маленькие шкалики вина или коньяка, — признает Зельфира Трегулова. – Сейчас мы будем разговаривать с кафе по поводу того, чтобы это оттуда убрали".

Если музейщики настаивают на ужесточении мер безопасности, то в Министерстве культуры РФ — на максимальном наказании для вандала. Пока он только задержан, 29 мая будет решаться вопрос об его аресте.

"Конечно, три года — это несопоставимо с ценностью этой бесценной картины, этого шедевра нашей живописи. Но, тем не менее, преступник должен быть максимально сурово наказан", — считает заместитель министра российской культуры Владимир Аристархов.

Выходец из Узбекистана Игорь Подпорин последние годы жил в селе под Воронежем, где в одиночку ухаживал за тяжелобольными родителями. Соседи говорят: работящий, но измученный сложными обстоятельствами человек.

"Агрессии или неадекватности за ним не наблюдалось. Если бы выпивал бы, условно, или валялся. Мать в ноябре перенесла третий инсульт, отец после операции опухоли мозга недееспособный. По просьбе Игоря за ними ухаживает соседка. Игорь уехал, с ее слов, в четверг. Сказал: съезжу в Москву и приеду", — говорят соседи вандала по селу.

Картина Репина, где невероятная ненависть мешается с безмерной любовью, имеет огромное влияние на зрителя. Не зря в народе ее называют "Иван Грозный убивает своего сына", хотя в официальном названии картины нет кровавого подтекста. Эмоции, блестяще переданные Репиным, не исключают психологи, оказались созвучны личным переживаниям Подпорина и привели к катастрофе.

Место, где висела картина Репина, сейчас пусто. Пока не известно, появился ли здесь новое полотно или зал будет дожидаться реставрации своего шедевра. Точно решено, что без специального защитного короба картина экспонироваться не будет.