Немецкая шутка: прежде чем АдГ отмотает время назад, Меркель и Шульц его остановят

В Германии, похоже, наметился выход из тяжелейшего политического кризиса, в котором страна оказалась после сентябрьских парламентских выборов.

В Германии, похоже, наметился выход из тяжелейшего политического кризиса, в котором страна оказалась после сентябрьских парламентских выборов. Три с половиной месяца Ангела Меркель, лидер победившего на выборах блока ХДС-ХСС, вела безуспешные переговоры по созданию коалиции для создания правительства, и вот, наконец, вроде социал-демократы идут ей навстречу. Правда, впереди еще их съезд. Каковы шансы?

Как бы немцы ни голосовали, все получается "большая коалиция". Начиная с утра 1 января, актив трех партий — ХДС, ХСС и СДПГ — был занят мозговым штурмом вперемешку с торгом. В финале переговоры в штаб-квартире социал-демократов шли даже ночью. В перерывах ели сосиски и играли в скат. Три машины журналистов, собравшихся в ожидании результата, кто-то успел ограбить. Наконец, в девять утра Меркель и Шульц вышли к телекамерам.

"Партия ХДС единогласно одобрила новую программу, которая стала результатом долгих переговоров с привлечением многих участников и основывается на самых широких принципах", — заявила Ангела Меркель.

"СДПГ единогласно решила делегировать полномочия руководству партии для решения вопроса о коалиции", — сказал Мартин Шульц, председатель Социал-демократической партии Германии.

Программа нового правительства — 28 страниц. Ни выкинуть, ни на стену повесить. Натурально — торговля людьми: беженцев променяли на деньги.

"Социал-демократы и баварские консерваторы ведут подсчеты в разной валюте. СДПГ считает в деньгах, а ХСС — в беженцах. СДПГ намерена купить своих избирателей, а ХСС стремится оградить своих сторонников от последствий всемирной миграции, вызванной бедностью", — пишет немецкое издание Handelsblatt.

Никакого массового воссоединения семей, как хотели социал-демократы. Вместо 40 тысяч человек в год по этой линии не более одной тысячи мигрантов. Но взамен повышение пенсий и детских пособий, увеличение расходов на образование, которое, впрочем, заметно ниже, чем рост затрат на содержание беженцев. СДПГ требовало увеличить нагрузку на высшую категорию налогоплательщиков с 42 до 45% дохода. Делать этого не стали, но зато крупный бизнес так и не дождется налоговых послаблений, несмотря на отличную наполняемость бюджета — профицит 10,5 миллиарда и рост ВВП на 2,2%.

К удовольствию рядовых небогатых избирателей Меркель открывает копилку, когда речь заходит о политическом выживании: после краха переговоров с либералами и "зелеными" второго провала, с социал-демократами, она не может себе позволить. Трюк — в том, указывает Bild, что все это финансирует налогоплательщик, которого заставляют радоваться своим же деньгам. А преподносится это как урок, извлеченный из результатов сентябрьских выборов.

"Это был не только исторически самый худший результат для ХДС, ХСС и СДПГ. Это также был сигнал для политиков: так продолжаться больше не может. И мы обязаны были продемонстрировать нашим гражданам, что мы сделали выводы", — сказал Хорст Зеехофер, премьер-министр Баварии, председатель Христианско-социального союза.

Это утверждение содержит противоречие: главный сигнал, поданный трем партиям, которые были властью и собираются стать ей снова, — Германии не нужна "большая коалиция". Но это именно то, что они "продолжают". В Европе Старой, условно зажиточной, конечно, аплодируют.

"Я рад и полностью удовлетворен тем, что канцлер Меркель смогла продвинуться в вопросе формирования правительственной коалиции. Этого ждала вся Европа, особенно Франция", — подчеркнул президент Франции Эммануэль Макрон.

"Если говорить по существу, то я очень рад тому, что ХДС, ХСС И СДПГ достигли соглашения о совместном политическом будущем", — отметил Жан-Клод Юнкер, глава Европейской комиссии.

Германия возвращается. Она, как богатенький Буратино, тащащий за собой иной раз вороватых попутчиков или как рычащая на непослушных немецкая овчарка. Но не устали ли немцы от этих разнообразных функций? Если и не устали, то все равно хотят чего-то новенького. Последние опросы демонстрируют катастрофическую непопулярность "большой коалиции" — это дает отличный ресурс роста евроскептикам из "Альтернативы для Германии" (АдГ). К тому же АдГ становится крупнейшей оппозиционной силой в Бундестаге: после каждого выступления представителя власти ее члены первыми получают доступ на трибуну, разумеется, для критики.

"Конечно, лучше иметь хоть какое правительство, чем не иметь его вовсе. Но, боюсь, что мы получим плохое правительство. Это показали последние 4 года. Мы наблюдали очевидный нисходящий тренд во многих сферах. И пока эта коалиция неудачников будет править и дальше, все так и будет продолжаться", — считает Роланд Хартвиг, член парламентской группы партии "Альтернатива для Германии".

Новое правительство в стране должно появиться к Пасхе. Какие люди там будут кроме Меркель — предмет переговоров в следующие месяцы. Будет просто неприлично забавно, если лидер СДПГ Мартин Шульц, неоднократно говоривший, что не видит себя в кабинете Меркель, все- таки займет пост вице-канцлера и министра иностранных дел. Все возможно, ведь он говорил, что и его партия не пойдет в "большую коалицию".

Кстати, в связи с этим и задача у него посложнее, чем у Меркель с Зеехофером: теперь убедить партию в обратном, что идти все-таки надо. До конца января пройдут три съезда, которые должны будут утвердить эти 28 страниц и санкционировать дальнейшие переговоры. ХДС/ХСС точно это сделают, а у социал-демократов есть намек на интригу: молодежная организация СДПГ и левое крыло партии — против коалиции, но вероятность того, что их услышат, невелика. Слишком долго социал-демократы находятся в заложниках у политической стабильности, которую зовут Ангела Меркель.

При этом "большая коалиция", если и состоится, то будет лишь немногим больше "сумасшедшей коалиции", как называют собрание оппозиционных партий в избранном Бундестаге: левых, "зеленых", "свободных демократов" и АдГ. С учетом брожения у социал-демократов новое правительство может оказаться не слишком эффективным, чтобы продержаться четыре года, а та самая политическая стабильность, которую оно обеспечит, будет одновременно и условной, и застойной. Как пошутили в одной юмористической передаче, прежде чем "Альтернатива для Германии" отмотает время назад, Меркель и Шульц его остановят.