Для московских пассажиров отныне открыты все двери. С начала года более чем в тысяче автобусов отключили турникеты. Новая доверительная система оплаты проезда должна экономить время на посадке, а значит, городской транспорт поедет быстрее. Как боролись с безбилетниками раньше, когда все было вручную?
У автобуса открыты все двери, но люди по привычке заходят в первую. Турникеты здесь стоят, но они не работают — в данном случае обмотаны скотчем. А вот валидатор работает: к нему-то и прикладывают проездной и проходят в салон автобуса.
Теперь не надо стоять в очереди на остановке. Время посадки сократилось. Отсутствие турникетов особенно оценили пенсионеры.
— Сколько падают через эти турникеты, это очень неудобно, особенно пожилым людям! Я только за!
— Быстрее, сразу народ заходит!
Водители автобусов информируют по громкой связи о том, что можно заходить в любые двери. Но оплату никто не отменял.
— Быстрее войдешь в автобус, но очень много зайцев и очень много безбилетников.
— Соблазн возникает не платить?
— Безусловно!
Турникетов нет, но контролеры остались. Две с половиной сотни проверяющих ежедневно выходит на эти 72 маршрута, и обнаруживается, что почти в каждом пятом автобусе есть те, кто якобы забыл оплатить проезд.
— А если бы не было контролеров?
— Как это не было, я все равно подошла бы!
Чтобы выявить зайцев, проездные карточки подносят к специальному устройству. На экране высвечивается, платил пассажир или нет. Одна поездка по карте "Тройка" с начала этого года стоит 36 рублей.
— У нас в Москве автобус появился 8 августа 1924 года, ходил он через весь центр.
Чтобы проехать по первому рейсу Москвы, пассажиры платили по 5 копеек контролеру. Он сидел в конце салона, поэтому круговорот пассажиров был в обратную сторону — заходили в заднюю дверь, выходили в переднюю. Такая система оплаты была до 1958 года: тогда, решив, что советский гражданин — сознательный, кондукторов упразднили, а в автобусах установили кассы.
"Звенят монетки, потом — вот, видите, здесь такая прозрачная часть, это специально: все-таки какое-то недоверие, наверно, оставалось", — говорит экскурсовод Музея московского транспорта Геннадий Нарыков.
В 80-х кассы вынесли к остановкам. Билеты продавали вручную, а в салонах установили компостеры.
На смену компостерам пришли валидаторы, но с появлением электронных систем и введением проездных карточек исчезла народная забава искать счастливый билет: если сумма трех первых и трех последних чисел совпадала, то тогда загадывали желание, а чтобы оно сбылось, билет съедали.
Лишь с начала этого века в московском транспорте появились турникеты, чтобы не остались лазейки для безбилетников. А вход сделали только через первую дверь.
Но такие ограждения тормозили процесс посадки. С первого января турникеты убрали с наиболее востребованных у пассажиров рейсов — они соединяют станции метро, аэропорты и вокзалы. Ежедневно этими маршрутами пользуются больше миллиона человек.
"Сокращение времени на поездку: мы оцениваем, что как минимум 5 минут пассажир будет на поездке экономить", — говорит директор филиала службы доходов и контроля ГУП "Мосгортранс" Кирилл Кисляков.
Удобство людей — на первом месте: в салонах установят дополнительные валидаторы, чтобы пассажирам было удобней оплачивать проезд, в какие бы двери они ни вошли. А зайцев накажут обязательно: штраф — 1000 рублей. Да и контролеров на линии добавят.