Сирийское урегулирование: ООН пока не готова к работе в новых форматах

Уже известно, о чем Владимир Путин говорил 21 декабря по телефону с королем Саудовской Аравии. Сальман Бен Абдель Азиз Аль-Сауд выразил серьезную обеспокоенность в связи с новой попыткой ракетного обстрела Эр-Рияда с территории Йемена.

Уже известно, о чем Владимир Путин говорил 21 декабря по телефону с королем Саудовской Аравии. Сальман Бен Абдель Азиз Аль-Сауд выразил серьезную обеспокоенность в связи с новой попыткой ракетного обстрела Эр-Рияда с территории Йемена. Осудив обстрел, российский президент высказался за мирное разрешение йеменского конфликта. Разговор коснулся и Сирии: оба политика подчеркнули важность дальнейшего политического урегулирования. Поговорить об этом урегулировании в Москву специально прилетел спецпосланник ООН Стаффан де Мистура.

Последний раунд женевских переговоров по Сирии признан неудачным всеми участниками. И теперь главная надежда — на переговорную площадку в Астане. Именно туда сейчас направляется спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Он прилетел в Москву, чтобы встретиться с Лавровым и Шойгу и сверить позиции.

Это уже не первый визит де Мистуры в Москву. И хотя накануне из его уст прозвучали довольно жесткие оценки в адрес официального Дамаска, российский МИД готов последовательно обсуждать все, что касается сирийского урегулирования.

"Мы подтверждаем, как это неоднократно говорил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, полную приверженность резолюции СБ ООН №2254 и все усилия, которые Россия предпринимает и на женевской площадке, А в последний год на площадке Астаны, включая создание зон деэскалации, включая начало прямых переговоров между делегацией правительства и делегацией вооруженной оппозиции", — заявляет на встрече министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Российские военные сделали, пожалуй, больше, чем кто бы то ни было, для уничтожения варварского "Исламского государства". Эта организация запрещена в России. Но теперь им приходится вместе с сирийскими коллегами заниматься гуманитарными вопросами на освобожденных территориях. Это особенно касается Ракки, которую подвергли жесточайшим бомбардировкам силы коалиции.

"Город практически разрушен, — констатировал министр обороны России Сергей Шойгу. – Город – на грани эпидемии. Нам бы хотелось обсудить вместе с вами энергичные шаги по разрешению ситуации".

Оказывается, сегодня де Мистура впервые получил официальную информацию еще об одном формате — созыве Конгресса сирийского народа в Сочи. И получил именно от Лаврова и Шойгу. Понятно, что ему, как высокопоставленному чиновнику ООН, не может нравиться, что сирийскую проблему готов решать еще кто-то. Очевидно, что ООН будет и дальше настаивать на работе только в женевском формате.

"Сегодня мне сообщили больше деталей, относительно наших планов. Следующий шаг после Астаны и сегодняшних переговоров – это женевская встреча, которую мы планируем организовать. Она будет важным шагом для того, чтобы понять, какие перспективы будут у мирного процесса", — заявил в Москве спецпредставитель генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура.

Но вопросов еще очень много. Что делать, например, с четвертой зоной деэскалации в Идлибе, где скопилось большое количество боевиков "Ан-Нуср (запрещена в РФ)ы" (запрещена в России). Лавров дает понять, если те не прекратят боевые действия, то сирийская армия при поддержке российской примет необходимые меры. Глава российского МИДа предлагает ООН активнее подключаться к решению гуманитарных задач на освобожденных территориях.

"Также сегодня мы говорили о необходимости активизации усилий Организации Объединенных Наций по согласованию договоренностей по участию в гуманитарном разминировании. Пока возможности ООН в этой сфере полностью не задействованы. Считаем это неправильным", — пояснил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.

Но де Мистура, как следует из его заявления, пока намерен ограничиться в Астане обсуждением темы обмена военнопленными.