Тема:

Допинг-скандалы 4 дня назад

Никто не пытался услышать: МОК превращает российских спортсменов в изгоев

В четверг и пятницу на этой неделе комиссия Международного олимпийского комитета, та, которой руководит Денис Освальд, пожизненно дисквалифицировала еще одну группу наших спортсменов. Это биатлонистка Ольга Зайцева и две лыжницы – Анастасия Доценко и Юлия Чекалева. Их результаты в Сочи аннулированы.

Автор: Дмитрий Киселев

В четверг и пятницу на этой неделе комиссия Международного олимпийского комитета, та, которой руководит Денис Освальд, пожизненно дисквалифицировала еще одну группу наших спортсменов. Это биатлонистка Ольга Зайцева и две лыжницы — Анастасия Доценко и Юлия Чекалева. Их результаты в Сочи аннулированы. Причина все та же — якобы злоупотребление допингом.

Напомним, что комиссия Освальда работает на основе доклада Ричарда Макларена от Всемирного антидопингового агентства WADA. Макларен, в свою очередь, опирается на сведения лишь одного свидетеля — Григория Родченкова, который ранее возглавлял московскую антидопинговую лабораторию, а потом уехал в США и, чтобы выжить, стал торговать сенсациями.

Родченков – человек с поставленным психиатрическом диагнозом – шизофрения, ранее предпринявший попытку наложить на себя руки.

Во вторник американская The New York Times решила опубликовать выдержки из дневника Родченкова — вроде как для пущей убедительности его признаний, но эффект вышел обратный. В опубликованных отрывках текста Родченков предстает и вправду странноватым. То он исполняет поручение купить шоколадный батончик "Баунти" для инспектора антидопинговых лабораторий Тьерри Богосяна и записывает это как событие дня, то доедает виноград в оставленной тарелке Мутко. Хороши истории и о том, что допинг для российских олимпийцев растворяли в бокале с мартини — здесь что-то от Джеймса Бонда. Еще смешнее – о том, как в Сочи планировали привести сотни проб старой мочи, которую спортсмены якобы месяцами собирали для подмены пробирок. Потом эти банки из-под детского питания у Родченкова все перепутали — смешали виды спорта и списки имен.

Все выглядит, как некая русская клюква, которая на Западе все же работает, и выглядит даже как признак достоверности: русские, они же такие.

И вот уже в ближайший вторник, 5 декабря, Международный олимпийский комитет примет решение об участии нашей сборной на Зимних играх в корейском Пхенчхане. В Сети по этому поводу уже популярен мем "No Russia — no games. Без русских — нет Игр.

Автор: Дмитрий Губерниев

Эти лица становятся главными героями мирового спорта: не Фуркад или Кросби, а Макларен, Паунд, Освальд. Когда судья в спорте перестает быть невидимым, а становится суперзвездой, наверное, что-то идет не так.

"Они просто показывают свое отношение. Для них мы пешки, массовка. Нас легко обидеть. Мы не защищены. Легко втоптать в грязь", — говорит двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Ольга Зайцева.

"Я не знаю, я уже ничего не понимаю в этой жизни. К нам относятся несправедливо. К нашей стране. То, что мы бегаем под русским флагом. То, что мы россияне", — отмечает двукратный чемпион мира по лыжным гонкам Сергей Устюгов.

На этой неделе в биатлон пришли первые репрессии за Олимпиаду в Сочи. Сразу трое наших биатлонисток получили пожизненную дисквалификацию, а также лишены наград Игр 14-го года. Это Ольга Зайцева, Яна Романова и Ольга Вилухина.

"Наша защита выступила очень сильно. Они были компетентны. у нас были доказательства, — рассказывает Ольга Вилухина. — Выступали криминалисты из Следственного комитета. Та сторона основывалась на докладе Макларена с Родченковым, информатором".

Итак, комиссия Международного олимпийского комитета под руководством Дениса Освальда организовала что-то вроде суда. Обвинение — манипуляции с допинг-пробами в Сочи.

"Дюшес-лист является основным показанием. Доказательством вины спортсменов и то, что мы заранее готовились к подмене, и поэтому являемся соучастниками. Но это лишь показания Родченкова", — говорит Яна Романова, серебряный призер Олимпийских игр по биатлону.

Григорий Родченков — еще одна теперь уже легенда мирового спорта. Он долго руководил российским антидопинговым центром. В январе 2016 года он покинул нашу страну и стал основным информатором Всемирного антидопингового агентства. Коктейль из стероидов, что якобы повсеместно применялся нашими в Сочи, придумал также он.

"Я никогда ничего не употребляла. С Родченковым — даже не встречалась. Связи нет. Коктейлей не пила. Это вообще абсурд! Это вообще элементарно — пополощи рот, и первое место. Я думаю, все сложнее в организме человека. Так бы все полоскали рот и первые место занимали", — говорит Ольга Зайцева.

Ольга Вилухина обвинения в заготовках и подмене называет полной клеветой. "Я никогда не сдавала какие-то заготовленные анализы. Всегда свои анализы сдавала под присмотром представителей WADA", — подчеркивает спортсменка.

"Никогда тоже мочу не сдавала отдельно. Всегда сдавала официальным людям, допинг-офицерам. Всегда подписывала бумаги. Все бумажки сохранены", — добавляет Ольга Зайцева.

"И по окончании слушаний мне дали слово, — рассказывает Вилухина. — Минутки три я выступила. Спросила, в чем меня обвиняют. Разве моя проба была положительной? Нет. За все годы все было хорошо. В чем меня обвиняют? В этих царапинах. Я ничего не царапала".

Царапины на пробирках с пробами, а речь о них, — показатель того, что эти баночки вскрывались. Но и тут доходит до странных формулировок обвинения — русские, дескать, так наловчились вскрывать неоткрываемые крышки, что уже не оставляли следов. Так что отсутствие царапин ничего не значит.

"Честно говоря, когда прошло слушание, была уверенность, что сторона защиты выглядела более убедительно, а сторона обвинения — ей сказать было нечего, кроме голословного обвинения. Но, тем не менее, решение по нам было вынесено таким же страшным, как по предыдущим спортсменам", — говорит Яна Романова.

Ольга Вилухина вспоминает: было ощущение, что приговор заранее написан. "Слушание длилось 8 часов с перерывом на 10 минут. Но было такое ощущение, что нас никто даже не пытался выслушать и услышать", — рассказывает она.

Давайте мы теперь попытаемся услышать наших иностранных коллег-биатлонистов.

Вольфганг Пихлер, в 2011-2014 гг. — старший тренер женской сборной России по биатлону: "По поводу Вилухиной не скажу. Она тренировалась не у меня. Но что касается Романовой и Зайцевой, они точно были чистые".

Мартен Фуркад, шестикратный обладатель Кубка мира по биатлону: "Я думаю, что если русские хотят поехать на Олимпиаду, им нужно обозначить какие-то серьезные шаги по борьбе с допингом. Но они этого не сделали в прошлом, да и сейчас ничего не происходит. От этого во многом зависит решение по допуску команды. Но если представители вашей страны не скажут ничего, решение, боюсь, будет для вас плохим".

Бьорн Ферри, олимпийский чемпион по биатлону, на вопрос "Вы верите, что российские спортсмены в Сочи принимали допинг?" отвечает: "Да, вероятно",

Уле-Айнар Бьорндален, восьмикратный олимпийский чемпион по биатлону: "Я сейчас живу в одном отеле с белорусской и российской командой. Что раньше, что сейчас отношения у нас нормальные. Думаю, команда чистая".

Чаще всего ответ один — мы ничего не знаем. Ситуация сложная. И еще важно: конечно, все понимают, что дают интервью российским корреспондентам. И здесь ждать ударов наотмашь не приходится.

Ладно, российская сторона — мы защищаем свои честь и достоинство. А вот как быть с международными федерациями? Ни одна из них беспрекословно не подчинилась решению МОК. Очаги сопротивления возникают почти повсеместно.

Решение МОК касается только Олимпийских игр. По другим турнирам решения о допуске россиян принимают международные федерации по видам спорта. Так вот, доказательств даже им сильно не хватает.

Начинаются метания — сегодня допускаем, завтра нет. И все это ведь под страшным давлением Международного олимпийского комитета, которому не нравится, что его улики ставятся под сомнения.

"Ребята, держитесь, мы с вами. Я был в Сочи и мог оказаться на вашем месте. Я все это пропускаю через себя и очень сильно по этому поводу переживаю", — говорит Сергей Устюгов.

Устюгов — лидер российской лыжной команды. И мы уже не в Швеции, а в соседней Норвегии. Его не включили в черный список, а его товарищей — да. И если в Эстерсунде на биатлоне нет никого из отстраненных, то в Лиллехаммере есть.

Международная лыжная федерация несколько дней назад пошла против решения МОК и допустила всех наших к стартам на Кубке мира. Но, видимо, им довольно быстро объяснили: а ну-ка, рты закрыли. И вот уже прибывших в Норвегию наших лыжников снова отстраняют. Живут они здесь теперь, как изгои. Тренируются в лесу вдали от аккредитованных атлетов.

В начале следующей неделе нам скажут, едет ли российская сборная на Олимпиаду или нет. И сейчас очень тревожно.

Ольга Вилухина говорит, что с требованием или просьбой вернуть медали пока никто не обращался. "Наоборот говорят: "Ольга, не отдавай". У меня тени сомнений нет. Я никому не собираюсь отдавать. И заявляю твердо: это мои честные медали. В них вложено много труда, слез", — подчеркивает спортсменка.

"Я за три с половиной года привыкла к статусу серебряного призера Олимпийских игр. И я не собираюсь его отдавать, потому что кудрявый Григорий Родченков что-то там сказал", — заявляет Яна Романова.