Звук, который считался "побочным эффектом" полёта голубей, оказался сигналом об угрозе

В случае угрозы хохлатые бронзовокрылые голуби не только быстро скроются от опасности, но и предложат собратьям последовать их примеру.

В случае угрозы хохлатые бронзовокрылые голуби не только быстро скроются от опасности, но и предложат собратьям последовать их примеру.
Фото sandid/pixabay.com.

Ещё полтора столетия назад Чарльз Дарвин дал орнитологам "наводку", предположив, что общение пернатых происходит не только посредством пения. Проверять гипотезу начали лишь недавно, и вот очередное открытие: оказалось, хохлатые бронзовокрылые голуби предупреждают сородичей об опасности хитрыми сигналами. И голоса при этом не используют.

Взаимовыручка и забота в мире дикой природы встречаются намного чаще, чем может показаться. Например, пчёлы, синицы, термиты и даже растения предупреждают друг друга об опасности при помощи сложных сигналов. Теперь этот список пополнили голуби.

Австралийские исследователи выяснили, что хохлатые бронзовокрылые голуби (Ocyphaps lophotes) разработали свою систему знаков, чтобы предупреждать сородичей о надвигающейся угрозе. Самое любопытное, что делают это пернатые не при помощи голосовых сигналов, а используют для предупреждения перья. Когда надвигается опасность, птица улетает, при этом производя высокие звуки при помощи основных перьев крыла, задействованных в полёте.

Чарльз Дарвин ещё полтора столетия назад высказал идею о том, что, помимо вокальных, пернатые используют другие "инструменты" для общения. Правда, тогда проверить эту гипотезу было сложнее, чем сейчас.

Что же касается необычных звуков, которые голуби издают крыльями, их долгое время считали "побочным эффектом" полёта. Однако команда под руководством Роберта Маграта (Robert Magrath) в ходе наблюдений обнаружила, что сородичи меняют поведение, когда слышат подобные звуки.

Птицы понимают, что это сигнал о приближении угрозы. Наблюдения показали, что если хохлатые голуби слышат этот звук, будучи на земле или на дереве, то они тут же снимаются с места, а если они слышат его во время полёта, то сразу набирают скорость.

"Хохлатые бронзовокрылые голуби предупреждают собратьев об опасности при помощи особого шума крыльев, а не голосовыми сигналами. Это означает, что птицы действительно могут использовать свои перья как "музыкальные инструменты" для общения с другими", — рассказывает автор работы Тревор Мюррей (Trevor Murray) из Австралийского национального университета.

Вместе с коллегами он провёл несколько экспериментов. Наблюдения за птицами велись при помощи высокоскоростных камер. Исследователи поняли, что за "воспроизведение" того самого предупреждающего звука отвечает восьмое первичное маховое перо. Когда крыло опускается вниз, это перо издаёт характерный звук. Причём чем быстрее полёт, тем более часто производится этот звук (услышать его можно на видео ниже, он похож на лёгкое стрекотание).

 

Авторы поясняют: в процессе полёта крылья птиц производят чередующиеся высокие и низкие звуки. В частности, восьмое первичное маховое перо отвечает за высокие (частота в среднем 2,9 килогерц), а девятое – за низкие звуки (1,3 килогерц). Но при этом сигналом об опасности среди птиц считаются высокие звуки именно восьмого пера.

В ходе одного из экспериментов учёные включали записанные звуки восьмого пера в полёте и наблюдали за птицами: те сразу же спасались бегством. А когда специалисты записали полёт голубя с удалённым восьмым маховым пером и воспроизвели его другим голубям, те лишь начали оглядываться по сторонам, но с места не сдвинулись.

По словам Тревора Мюррея, с точки зрения безопасности такой предупреждающий сигнал очень эффективен: птицы ни на что не отвлекаются, а просто убегают от потенциальной угрозы, набирают высокую скорость и автоматически призывают остальных последовать этому примеру.

Орнитологи отмечают, что хохлатые бронзовокрылые голуби – не единственные птицы, производящие оригинальные звуки во время полёта. Поэтому теперь команда намерена изучить эти особенности у других пернатых.

"У птиц такие необычные голоса, что мы всё это время отвлекались на них и игнорировали другие звуки и инструменты общения", — заключает Роберт Маграт.

Исследование его команды опубликовано в журнале Current Biology.