Австрия свернула направо, а Германию ждет "Ямайка"

В Австрии – выборы. Все внимание – к ультраправым из "Партии свободы". Согласно опросам, они имеют реальные шансы занять на выборах второе место, что изменит конфигурацию власти в стране.

В Австрии — выборы. Все внимание — к ультраправым из "Партии свободы". Согласно опросам, они имеют реальные шансы занять на выборах второе место, что изменит конфигурацию власти в стране.

В соседней Германии парламентские выборы уже прошли, но вроде бы победившая Ангела Меркель все еще продолжает поиски союзников для коалиции. Тема главного торга все та же — мигранты.

На прошедшей неделе в Германии случились два события, связанных с громкими литературными именами. Оба — во Франкфурте-на-Майне. Первое — открытие знаменитой Книжной ярмарки, которую в первый день работы посетили Меркель и Макрон. Франция в этом году — главный партнер выставки. Второе — пожар.

Деревянная башня Гёте, построенная к столетию со дня смерти писателя, сгорела, как 40-метровая спичка. Ее даже не пытались спасти, настолько быстро все закончилось. Причина непонятна, так что можно отнести на счет диалектики бытия: если где-то торжество, то где-то поминки. В соответствии с этим суровым законом победившей на выборах Ангеле Меркель приходится иметь дело с тяжелыми последствиями этой победы.

Прошло три недели, а коалиционные переговоры еще не начались — прежде чем договариваться с потенциальными партнерами по власти, а их впервые в истории Германии обязательно должно быть не один, а двое, канцлеру нужно было уладить конфликт с союзниками.

Первая показательная уступка — как раз ХСС из потрепанной беженцами Баварии. Не хотела она этого, а пришлось согласиться на порог — 200 тысяч мигрантов в год. И вроде бы не больше.

Учитывают ли эти правила тех беженцев, которые уже имеют право приехать в Германию по программе воссоединения семей? Это сотни тысяч, а может, миллионы новых мигрантов. Меркель должна быть благодарна баварцам за то, что они не стали муссировать некоторые важные детали, потому что межпартийное соглашение Союза ХДС-ХСС при всей туманности формулировок уже торпедировано потенциальными партнерами по коалиции – "зелеными" — как нарушающее права человека.

"Зеленые" ожидаемо повышают ставки в расчете выбить из Меркель один-два по-настоящему весомых портфеля. Впервые шансы возглавить Министерство иностранных дел имеет этнический турок Чем Оздемир. Говорят, эта "зеленая" дипломатия может оказаться вообще без тормозов: многим партнерам по ЕС, России, Соединенным Штатам, Саудовской Аравии, вероятно, Израилю и, разумеется, Турции стоит морально приготовиться к новой тональности немецкого МИД, которая и самой Меркель не понравится. К тому же в число тех, с кем "зеленый", а значит, еще и левый министр иностранных дел почти наверняка испортит отношения, теперь приходится включить еще и добрую соседку Австрию.

Австрия свернула направо. Первые результаты досрочных парламентских выборов, инициированных Австрийской народной партией, говорят о том, что власть, скорее всего, поменяется. В правящую коалицию вместе с консерваторами из АНП теперь войдет ультраправая "Свобода". А социал-демократы вместе с нынешним канцлером Керном отправятся туда, куда и их немецкие коллеги, — в оппозицию. В Германии страх перед беженцами протолкнул евроскептиков в Бундестаг, в Австрии проталкивает еще дальше — в правительство.

Такое в Австрии уже было. 18 лет назад националистическая "Свобода" во главе с Йогом Хайдером вошла в правительство в качестве младшего партера "Народной партии". 14 стран Евросоюза тут же объявили Австрии бойкот, который был снят, только когда Хайдер как наиболее одиозная фигура согласился для виду отойти от дел. Но теперь-то у австрийских евроскептиков — дружный коллектив плохишей по всей Европе. Австрия, очевидно, присоединится к непослушной Вышеградской четверке и, например, в миграционных вопросах станет Венгрией номер два.

Для Меркель это как раз и означает, что европейская политика становится делом, требующим значительно большего терпения и мастерства, чем, кажется, могут выдать прямолинейные экосоциалисты. Конечно, можно отдать МИД другим потенциальным партерам по коалиции – "Свободным демократам" — но тогда "зеленые" потребуют Министерство финансов и уж постараются покончить с политикой "черного нуля", следуя которой Германия не берет кредитов и живет исключительно на доходы бюджета, что Меркель вполне устраивает.

Но время, когда все устраивало, закончилось. Надо идти на уступки. Единственное, что в какой-то мере облегчает канцлеру переговорную задачу, — это то, что никто из потенциальных участников коалиции не захочет из-за излишнего упрямства стать причиной перевыборов.

"Перевыборы — это очень маловероятно. В Германии подобного рода практику не любят, потому что в такой ситуации складывается впечатление, что политики не в состоянии перенести на практику результаты голосования. Немецкие граждане такое не переносят, они говорят: мы проголосовали, а теперь вы должны что-то из этого сделать. Немцы в какой-то степени передают ответственность политикам, а те не могут ее просто так вернуть. Тот, кто станет причиной перевыборов, проиграет перевыборы. Всё просто", — отметил Вольфганг Тирзе, экс-спикер Бундестага, бывший вице-спикер Бундестага.

Германию ждет "Ямайка", как называют черно-желто-зеленую коалицию. Никогда еще на федеральном уровне не было правительства, составленного из политических сил, имеющих такие разные взгляды на внутренние, внешние, финансовые и экономические дела. В общем, как на Ямайке, будет жарко, шумно и где-то даже весело.

Первый раунд коалиционных переговоров намечен на 18 октября. Их окончание ожидается где-то в районе Рождества. У Ангелы Меркель есть два месяца на то, чтобы разобрать отлаженный механизм правительства и собрать его заново из непонятных деталей. Это означает, что хоть она и сохранила власть, распорядиться ей будет сложнее.