Тема:

Ядерная программа Ирана 1 месяц назад

Зачем Трамп идёт на обострение с Ираном


Global Look Press

Президенту США катастрофически не хватает одобрения и поддержки со стороны однопартийцев и политической элиты США. Войти в доверие граждан страны тоже получается не всегда, порой даже теряется тот кредит, который был выдан на выборах.

Трампу нужен вход, а он снова ищет выход. Президенту США катастрофически не хватает одобрения и поддержки со стороны однопартийцев и политической элиты США. Войти в доверие граждан страны тоже получается не всегда, порой даже теряется тот кредит, который был выдан на выборах.

Глава Белого дома упрямо выстраивает политику изоляции себя в частности и США в целом, заявляя об очередном демарше и выходе из того или иного международного договора.

Возможно, Трамп рассчитывает, что демонстрация такой воли должна заставить остальных участников отношений либо пойти вслед за Вашингтоном, либо пойти на уступки. Однако, всё чаще, хлопнув дверью, США остаются одни.

В случае с Ираном и его ядерной программой может случиться так, что из сделки выйдет один Трамп, а сами США останутся в рамках международного соглашения.

Речь идёт о намерении президента США пересмотреть отношение с Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по ядерной программе.

В ближайшие часы президент США должен объявить официально о своём отношении к СВПД. Как пишет Washington Post, Трамп вероятно предложит “более жёсткий и всеобъемлющий подход”, что на деле может означать односторонний выход из соглашения.

Стоит отметить, что СВПД, несмотря не непривычность аббревиатуры, является по сути договором между Ираном и международным сообществом, следуя которому Тегеран отказывается от разработок ядерных технологий, которые могут быть использованы в военной сфере, а остальной мир снимает с Ирана санкции, наложенные на него, согласно резолюции Совбеза ООН. Кроме этого с Ирана снимаются и односторонние ограничения, введённые США и ЕС.

14 июля 2015 года СВПД был согласован в Вене министрами иностранных дел “шестёрки” переговорщиков (России, США, Китая, Великобритании, Франции, Германии) и Ирана, а также представителя ЕС Федерики Могерини.

20 июля Совбез ООН единогласно принимает одобряющую СВПД резолюцию 2231.

15 декабря того же года резолюцию по Ирану принимает и Совет управляющих МАГАТЭ.

16 января 2016 года считается датой начала практической реализации СВПД.

Произошло это после того, как МАГАТЭ официально подтвердил, что Тегеран привёл свою ядерную программу в соответствие требованиям международных партнёров.

Если быть кратким, то Иран демонтировал часть центрифуг по высокому обогащению урана, а у оставшихся снизил уровень обогащения до установленных в соглашении пределов (когда конечный продукт может служить лишь научным целям или быть использован в сфере энергетики). На 15 лет Тегеран отказался от развития мощностей по переработке отработавшего ядерного топлива, а сверхнормативные запасы обогащённого урана были вывезены в Россию.

EPA

На территории Ирана работают международные наблюдатели и в том числе от МАГАТЭ, которые на постоянной основе отслеживают исполнение Ираном своей части сделки. В то же время ситуацию мониторит Стратегическое командование Вооружённых сил США и на постоянной основе каждые три месяца докладывает президенту. Они также уверены, что Иран следует взятому курсу.

На днях министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что в интересах США не выходить из соглашения по ядерной программе. Ещё раньше Федерика Могерини заявила, что по её мнению СВПД работает, а Тегеран выполняет свои обязательства. Более того, Могерини отметила, что договор заключался не с “какой-то одной страной, а был соглашением с международным сообществом”.

Трамп неоднократно заявлял, что СВПД не отвечает “национальным интересам США”.

Что именно не отвечает интересам, отказ Ирана от ядерных исследований в военной сфере или отмена санкционного давления, Трамп не поясняет.

Не дают ясности и слова представителя США в ООН Никки Хейли. Она заявила, что ядерная сделка с Ираном даёт возможность Тегерану “держать весь мир в заложниках”.

Отсутствие возможности грозить Ирану новыми санкциями эксперты как раз считают главным раздражающим элементом для президента США. Белый дом, вероятно, страдает от того, что СВПД не только ограничил Иран в его ядерных изысканиях, но и ограничил США в возможностях использовать так полюбившийся им механизм односторонних санкций и ограничений, давно уже поставленный на службу тем самым “национальным интересам”. Об этом же пишет и Washington Post.

Активность Трампа раскритиковал спикер иранского парламента Али Лариджани. Он заявил, что если США не будут выполнять свои обязательства, то от сделки ничего не останется. Лариджани отметил, что “МАГАТЭ семь раз уже подтвердило приверженность Ирана своим обязательствам в рамках СВПД” и добавил, что Иран надеется на эффективную роль России в этой ситуации.

В минувшем месяце президент Ирана Хасан Роухани ясно дал понять, что Иран не будет вести переговоров о пересмотре соглашения, как того хотелось бы Вашингтону и о чём давал понять Госсекретарь США Рекс Тиллерсон, когда говорил представителям Ирана что им следует знать, что “когда меняются правительства, договорённости тоже могут меняться”.

По сведениям Washington Post представители России и Китая во время сессии Генассамблеи ООН сообщили Тиллерсону о своей приверженности неизменности действующего соглашения по Ирану.

Фактически, если даже Трамп заявит о выходе США из соглашения, это будет его личный выход. Прямых и непременных последствий это не повлечёт.

К словам президента США ещё должен будет присоединиться Конгресс, который пока такой готовности не выражает. Законодателям потребуется как минимум пара месяцев, чтобы рассмотреть инициативу президента. Затем они должны будут либо отказать ему, либо сами будут вынуждены обосновывать желание нарушить международный договор.

Ещё меньше перспектив на возврат к станционному режиму в СБ ООН. Резолюция 2231 действительно предполагает восстановление санкций в случае не выполнения Ираном своих обязательств или их нарушения, что на сегодня не наблюдается.

Однако, для санкций требуются не только убедительные аргументы, но и проведение через Совбез новой резолюции. Причём это будет весьма сложная резолюция. Она должна по своему характеру быть позитивной и приветствовать сохранение режима отмены санкций, а все члены СБ ООН должны будут проголосовать против неё.

В противном случае это станет лишь очередным фактом, подтверждающим желание международного сообщества следовать нынешнему курсу.