Президент провел транспортный Госсовет в Ульяновске

Современные российские электробусы, которые в скором будущем выйдут на линии в крупнейших городах страны, показали Владимиру Путину. В Ульяновске — Госсовет по развитию пассажирских перевозок. Выяснилось, однако, что денег на то, чтобы покупать современные автобусы, у некоторых регионов нет — они и так годами не выбираются из долгов. Как начать зарабатывать больше, чем тратишь? Глава государства озвучил новые решения.

Современные российские электробусы, которые в скором будущем выйдут на линии в крупнейших городах страны, показали Владимиру Путину. В Ульяновске — Госсовет по развитию пассажирских перевозок. Выяснилось, однако, что денег на то, чтобы покупать современные автобусы, у некоторых регионов нет — они и так годами не выбираются из долгов. Как начать зарабатывать больше, чем тратишь? Глава государства озвучил новые решения.

Сквозные поезда метро, в которых между вагонами нет перегородок, с удобными поручнями. Пассажиров здесь может разместиться значительно больше, а комфорт при этом выше. И это не демонстрационные образцы, а серийные поезда. Такие составы уже есть в московском метро. Пассажиры могут отличить их по сенсорным картам (проложить маршрут здесь можно за секунды) и по зарядным USB-станциям. Так что для любителей Интернета под землей круг замкнулся: Wi-Fi бесплатный, а смартфон теперь никогда не разрядится.

Скоро на дороги выйдут и электробусы, которые работают на аккумуляторах и при этом могут проезжать значительные расстояния. Новые трамваи, вместительные автобусы, новые комфортные электрички. Да, парк общественного транспорта, особенного в крупных городах, постепенно обновляется. Но в огромном числе городков и тем более сел он нередко изношен до предела. Как всегда, жалобы на нехватку денег.

На заседании президиума Госсовета сегодня была, в том числе в связи с этим, поднята тема огромных долгов региональных бюджетов. Некоторые регионы должны уже больше, чем вообще способны заработать. Путин на этом вопросе остановился очень подробно. Вот, к примеру, огромные выплаты идут по процентам коммерческим банкам, якобы там занимать выгоднее.

"Так ли это, всегда ли это обосновано? Вот с руководством "Сбербанка" мы говорили, — сообщает президент России. — Они приняли решение снизить коммерческую ставку, ставку по коммерческим кредитам с 14, скажем, до 8,5%. Не все обращаются за этим снижением. Возникает вопрос — а почему? Может быть, выгодно кому-то из руководителей регионов платить высокую ставку? Кому это выгодно? Зачем они это делают? Я внимательно посмотрю, кстати говоря, на эти примеры".

Но большие долги региональных бюджетов, конечно, вызваны и объективными причинами, однако наращивать дальше долги нельзя. "Нам нужно расчистить региональные финансы с тем, чтобы они приобрели новое качество, которое позволяло бы делать бюджеты на уровне регионов бюджетами развития, а не бюджетами выплачивания процентов по кредитам, — подчеркивает Владимир Путин. — В 50 регионах долг превышает половину собственных доходов, а в 8 регионах он выше, чем собственные доходы. Это, конечно, такой уровень абсолютно критический".

Важное решение, о котором объявляет президент, все губернаторы слушали максимально сосредоточенно. "С 1 января 2018 года мы запускаем программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, — сообщил глава государства. — Бюджетных кредитов. Рассчитываю, как минимум на 7 лет. Регионам нужно будет выплачивать всего по 5% долга ежегодно, всего по 5%. Это средства, которые вы дополнительно получите, нужно будет направить и на оздоровление региональных финансов. Нельзя, вот как некоторые говорят, как сеятель, эти деньги туда-сюда, налево-направо разбрасывать, а потом через пару лет опять прийти в банк, либо в федеральный бюджет с протянутой рукой".

Благодаря такой программе, регионы смогут пока сэкономить десятки миллиардов рублей. Для некоторых регионов программа вообще сможет работать 12 лет, но такие льготы только тем, кто сможет распоряжаться новыми возможностями эффективно.

"Льготы можно раздавать кому угодно и как угодно, "своим да нашим", а нужно "не своим да нашим", а тем, кто эффективно работает в экономике региона, — убежден президент. — И вот эта эффективность должна быть определена по методике, которая должна быть соответствующим образом разработана. Я вот прошу министра финансов дополнительных сложностей для регионов не создавать. Я знаю, что у вас были идеи, связанные с тем, что можно дополнительно еще, чем дополнительно нагрузить, как выявить эту эффективность какими-то дополнительными критериями. Но давайте на этом ограничимся".

Высвободившиеся деньги можно будет направить, в том числе на развитие общественного транспорта, инфраструктуры. Многое, конечно, уже сделано — в Ульяновске, в котором проходил Госсовет, несколько лет назад достроен самый длинный мост в России, который не смогли построить даже в советские времена. Ульяновцы назвали его Президентским.

Аэродром Ульяновск-Центральный. Взлетно-посадочная полоса после масштабной реконструкции: здесь еще ни разу не садились самолеты. Но в ближайшее время все разрешения будут получены, и аэропорт сразу же гарантированно открывает новые рейсы. Из нового красавца-терминала рейсы будут не только в Москву, постепенно реанимируется и региональные авиаперевозки.

Ан-2, который летчики с любовью называли "Аннушкой" — самолет-рекордсмен, в августе исполнилось ровно 70 лет со дня первого полета. В советские времена на Ан-2 — тысячи рейсов по всей стране, из небольших городков и даже из сел. И вот теперь региональные перевозки постепенно возрождаются. С начала года число перевезенных пассажиров на местных авиамаршрутах выросло на 25%. Но в очень многих селах мечтают не об авиации, а хотя бы о нормальной работе автобусов.

"Люди по 7-8 километров вынуждены идти пешком", — рассказывают президенту местные жители.

"Проблема острая, — констатирует Владимир Путин. — И, точно совершенно, нужно думать, как ее решать. Не думать, а быстрее это делать".

Для мегаполисов, наоборот, острейшая проблема — засилье криминального в перевозках. "Мы задержали вместе с полицией в Москве и поставили на штраф-площадки около 4 тысяч нелегальных перевозчиков, — докладывает мэр Москвы. — На этих автобусах можно привезти в Москву кого угодно и что угодно. Поэтому предлагается такие санкции, как конфискация автобусов".

"Что касается нелегальных перевозок, в целом, контроль нужно усиливать, — соглашается Владимир Путин. — Надо, система мер должна быть, которая понимала бы, где, кто, как кого перевозит, по каким маршрутам, на каких условиях".

Такая система мер по поручению президента должна быть разработана в самое ближайшее время.