Безбарьерная среда столицы: пандусы есть, а проехать нельзя

Около ста московских домов в этом году оборудуют пандусами. Вообще, в последние годы число зданий, доступных для инвалидов в столице, увеличилось в полтора раза. Впрочем, барьеры пока остаются: высокие бордюры, крутые лестницы, те же пандусы, по которым даже профессиональные каскадеры готовы проехать только ради эксперимента.

Около ста московских домов в этом году оборудуют пандусами. Вообще, в последние годы число зданий, доступных для инвалидов в столице, увеличилось в полтора раза. Цифра на первый взгляд невысокая, но за ней — сотни людей, для которых пространство больше не ограничено четырьмя стенами. Впрочем, барьеры пока остаются: высокие бордюры, крутые лестницы, те же пандусы, по которым даже профессиональные каскадеры готовы проехать только ради эксперимента.

— Ну что, садимся, да?

Каждый выход на улицу для 19-летнего Александра превращается в настоящий квест. Спуститься по этому пандусу слепой инвалид-колясочник без помощи посторонних не в силах.

"Он достаточно крутой, не имеет каркаса армированного, в итоге разваливается", — объясняет отец, Евгений Кедровских.

Подняться обратно ещё сложнее, но выбора у Александра нет. Несмотря на инвалидность, он сумел поступить в МГУ. Занятия пропускать нельзя — мучиться со спуском и подъемом приходится несколько раз в день.

— Обычно на подобных пандусах должно быть установлено специальное покрытие, которое препятствует скольжению. А сейчас я чувствую, что я целиком на папе. Если он где-то споткнется или что-то такое, то коляска просто скатится и упадёт.

Выйти на улицу — это лишь первый уровень квеста. Дальше — новые неприятности. Обычный пешеходный переход на Якиманке — для инвалида на этом месте прогулка заканчивается.

"Прямо перед нами — строители, видимо, задумывали сделать бордюрный камень ниже. Но что мы видим? Заехать на него практически нет никакой возможности!" — говорит директор социальных программ НП "Дебют" Дарья Кузнецова.

Подземный переход в районе метро "Войковская" для колясочника — неприступная крепость. И это — при том, что переход оборудован пандусом.

"Уклон — 24 градуса. С точки зрения подъёма с помощью — Вы сами понимаете, что поднять или опустить такую коляску, а это как минимум 100 килограммов — я не знаю, какая здесь нужна сила", — говорит инспектор по делам инвалидов Департамента социальной защиты Г. Москвы Надежда Барынина.

Еще один спуск находится недалеко от Белорусского вокзала. Чтобы просто спустить пустую коляску, нам пришлось сложить её. То есть, люди с ограниченными возможностями проехать здесь в принципе не могут. Единственный способ преодолеть это препятствие — объехать его по другому маршруту. Для этого придётся сделать крюк в несколько километров.

Прогуляться по городу в инвалидной коляске мы предложили профессиональному каскадеру. Игорь ставит опасные трюки четыре года.

— Проведём эксперимент здесь?
— Давайте проведём.

Типичный пандус в одном из столичных дворов. Первая же попытка спуститься заканчивается провалом.

— Выглядит довольно-таки опасно.

Следующая цель — подземный переход. Казалось бы, удобный пандус, ручки по бокам — и снова фиаско.

— Рулить мне придётся вот таким образом. Уже практически скатываюсь.

Игорь меняет технику — едет спиной вперёд. С большим трудом коляску удаётся спустить. На финише — очередное падение.

— Либо мне нужно за счёт колёс и спины приподнять передние колёса.

Штурмуем железнодорожный переезд. Угол наклона такой, что даже без коляски люди тут ходят крайне осторожно. Экстремальные спуски для коляски не прошли бесследно.

— Вот что мы уже вспороли. И вот здесь, кстати, тоже.

По нормативам, уклон пандусов не должен превышать пяти градусов. Допустимая ширина — от 90 сантиметров до одного метра двадцати сантиметров. Обязательно должны быть установлены двойные поручни, чтобы инвалид мог ухватиться, как ему удобно. Эти правила соблюдают не всегда.

"Не делают ограждения, не делают колесоотбоя", — говорит Надежда Барынина.

— То есть, просто для галочки делают?
— Просто для галочки, да!

Впрочем, в последние годы Москва становится все же доступнее для маломобильных людей. Тротуары, транспорт, социальные объекты оснащаются указателями и подъемниками.

"Конечно, хочется, чтобы подобных удобных подземных пешеходных переходов становилось больше. И вы увидите на улице гораздо больше людей, которые могут приносить пользу своему городу и стране!" — обещает Дарья Кузнецова.