Соловецкий ботанический сад столкнулся с неразрешимыми проблемами

В разгар летнего сезона особой популярностью у туристов пользуются Соловецкие острова. Уникальный монастырский комплекс, расположенный вблизи Полярного круга, привлекает любителей истории, традиций русского православия и живой природы. Особый интерес вызывает Ботанический сад.

В разгар летнего сезона особой популярностью у туристов пользуются Соловецкие острова. Уникальный монастырский комплекс, расположенный вблизи Полярного круга, привлекает любителей истории, традиций русского православия и живой природы. Особый интерес вызывает Ботанический сад.

Летом в Соловецкий ботанический сад устремляются толпы туристов. Там есть чему удивляться: в 160 километрах от Полярного круга растут кустарники и цветы, родина которых — юг. Век назад монахи выращивали на островах ананасы и арбузы в открытом грунте, однако, скорее всего, это выдумка Немировича-Данченко, посетившего архипелаг в Белом море. Несомненно, у монахов были теплицы, инженерная система питала их теплой водой.

Туристам рассказывают об истории сада и свойствах растений. Соловецкий ботанический сад начался как Макарьевская пустынь, где уединялся для молитв наместник Соловецкого монастыря. Место это чудное, огражденное холмами от ветров, со своим более теплым климатом. Монахи-миссионеры привезли в свое время подарки от Панчен-ламы — морщинистую розу, иначе, шиповник, и бодан.

Старший научный сотрудник отдела природы Соловецкого музея-заповедника Александр Соболев рассказывает: "Растения и деревья имели символическое значение. Яблоня — это утерянный рай. Кедр сибирский – считается, что одна перекладина креста, на котором распяли Христа, был из такого кедра.

Во времена Гулага начальники лагеря жили в даче архимандрита. Они распорядились, чтобы заключенные высадили аллею лиственниц. Потом сад опекали школьники. Шло время, он приходил в упадок. Только при директоре Ольге Гришановой началось оживление, одних лишь роз сейчас насчитывается 89 сортов.

Но есть неразрешимые проблемы. "Нам не хватает дендрологов, ботаников, биологов. Они есть, но жилья на острове нет", — поясняет заведующая Ботаническим садом. С тех пор, как Соловки стали памятником ЮНЕСКО, строительство здесь запретили. Замкнутый круг! Ольга Гришанова выходит из положения, приглашая специалистов отдохнуть в домике при саде.

Еще одна важная история — волонтеры. Они приезжают летом со всего мира, живут в оборудованном лагере, деньги на который выделил принц Уэльский Чарльз, посетивший этот сад. Волонтеры работают очень хорошо, директор довольна. Для волонтеров это экзотика: вода из колодца, купание на Перт-озере, дрова и костры. Если бы не комары, было бы совсем здорово, говорят испанка Джулиа и полька Иоанна.

Студентка Мытищинского филиала МГТУ имени Баумана Анна Фролова живет в домике для гостей сада, пишет дипломную работу, изучая его особенности. "Здесь три доминанты — дача архимандрита, Александровская гора и холм на котором есть поклонный крест", — рассказывает она.

Если идти от Александровского холма, по дороге есть обзорная площадка, с которой надо увидеть монастырь. Но виды заслонены деревьями. Были планы реконструкции, но на это у музея, в ведении которого находится сад, нет средств. Сейчас уникальный Ботанический сад зарастает молодыми деревьями, и с каждым годом проблема становится все более неразрешимой: всего четыре сотрудника — и больше, похоже, не будет.