Тема:

Обмен санкциями 51 минута назад

Санкции ограничили власть Трампа

Формально "Акт о противодействии санкциями враждебным государствам", который приняли в Штатах, направлен против трех стран. Но даже на Капитолийском холме его прямо называют биллем об антироссийских санкциях. Из 184 страниц 98 посвящены России, то есть больше половины.

Формально "Акт о противодействии санкциями враждебным государствам", который приняли в Штатах, направлен против трех стран. Но даже на Капитолийском холме его прямо называют биллем об антироссийских санкциях. Из 184 страниц 98 посвящены России, то есть больше половины. Конгрессмены вписали туда все, что вызывало раздражение Вашингтона в последние годы, — от поддержки правительства Асада в Сирии и воссоединения с Крымом до якобы вмешательства в американские выборы и активности российских СМИ в Европе. Сейчас этот документ — едва ли не самый одиозный со времен холодной войны — находится в Белом доме. Дональд Трамп, судя по всему, намерен его подписать и потерять возможность не только отменять санкции, но и определять политический курс в отношении Москвы. Теперь для этого потребуется одобрение Конгресса.

Вашингтон предпочитает говорить с Москвой на языке санкций — это убедительно показало голосование в Конгрессе. В обеих палатах практически 100% — за новые ограничения против России. По меркам Капитолийского холма законопроект прошел молниеносно — в два дня — и сразу оказался на столе у Дональда Трампа.

Россию законодатели официально назвали "противником Америки" — документ так и озаглавлен — "Закон о противодействии противникам Америки с помощью санкций". Для большего эффекта их приняли одним пакетом — с санкциями против Тегерана и Пхеньяна. Но кто главная мишень, становится понятно из анализа текста: Иран упоминается 79 раз, Северная Корея — 124, Россия — 194 раза.

Маккейна, который прилетел в Вашингтон голосовать прямо перед химиотерапией — у него обнаружили рак мозга, — коллеги горячо поддержали. Список претензий к России рос на глазах: это и нападение хакеров на Америку, и ситуация на Украине, и операция в Сирии, и некое вмешательство в европейские выборы. Нападение Грузии на Южную Осетию в августе 2008-го тоже вспомнили как "агрессию России". Ну и, наконец, американский Конгресс обвинил Москву в использовании природного газа в качестве политического оружия. По совпадению Америка готова заменить этот плохой и опасный газ хорошим и безопасным, то есть своим.

"Нам нужно сфокусироваться, чтобы наш газ пошел в Европу, чтобы там не зависели от России. Мы должны ввести санкции и послать сжиженный газ", — сказал Тим Райан, сенатор Конгресса США от штата Огайо.

По такой незамысловатой схеме и выстроены принятые Конгрессом санкции. В первую очередь они нацелены на подрыв российских энергетических проектов. Могут быть наказаны инвесторы, которые вкладывают более 5 миллионов долларов в год в строительство экспортных нефте- и газопроводов России.

"Все последние месяцы и годы мы обсуждали, как российский трубный газ и американский сжиженный будут конкурировать за долю на европейском рынке. И вот этот момент настал. 2017 год будет очередным поворотным моментом для глобальных газовых рынков", — считает Массимо ди Одоардо, вице-президент по исследованиям аналитической компании Wood Mackenzie.

В законопроекте Конгресса прямым текстом говорится, что Америка будет всячески мешать строящемуся газопроводу "Северный поток-2". Авторы мотивируют это тем, что вред России пойдет на пользу Украине.

"Политика США состоит в том, чтобы продолжать противостоять строительству трубопровода "Северный поток-2" ввиду его вредоносного влияния на энергетическую безопасность Европейского Союза, развитие газового рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетическим реформам на Украине", — отмечается в документе.

В реальности же все наоборот. К примеру, украинский президент Петр Порошенко в июне договорился закупить в Америке 2 миллиона тонн угля. Говорят, для энергонезависимости. Вместо донбасского угля, который в среднем стоит около 50 долларов за тонну, Киев берет пенсильванский — он продается по 150 долларов, то есть в три раза дороже. Украина в таком случае переплачивает 200 миллионов долларов, зато в Белом доме довольны. Ведь именно шахтерам Пенсильвании Дональд Трамп обещал, что закрытые шахты вновь начнут работать. Они и начали.

После встречи с Трампом Прошенко заявил, что готов брать и американский сжиженный газ. Цену, видимо, объявят позже. Но кто будет выгодоприобретателем, уже понятно. Интересы США в законе о санкциях конгрессмены прописали отдельной строкой.

"Для правительства Соединенных Штатов экспорт энергетических ресурсов США должен быть приоритетом, чтобы создавать новые рабочие места для американцев, помогать союзникам США и укреплять американскую внешнюю политику", — говорится в документе.

Узнав о реакции Москвы на этот законопроект, американские дипломаты выразили протест.

А из письменного заявления госсекретаря Тиллерсона следует, что санкции США пойдут только на пользу России. "Практически единогласные решения, принятые в Палате представителей и Сенате Конгресса, отражают волю американского народа, который хочет, чтобы Россия сделала шаги к улучшению отношений с Соединенными Штатами", — подчеркнул Тиллерсон.

Глава Госдепа выразил надежду, что страны будут сотрудничать по крупным глобальным вопросам и "эти санкции более не понадобятся". Но как теперь может выглядеть это сотрудничество, — большой вопрос. Тем более что запреты, введенные не президентским указом, а отдельным законом, — это всегда надолго. Поправка Джексона-Вэника просуществовала 38 лет, и отменить ее Конгресс согласился только в обмен на принятие "списка Магницкого". Нынешние санкции еще и ограничивают власть американского президента — он не сможет самостоятельно смягчать их. Но не подписывать, кажется, тоже уже не может.

"Законопроект преодолеет вето. Не думаю, что президент пойдет на это. Он может просто посчитать и понять, что наших голосов с лихвой хватит, чтобы преодолеть его", — сказал Дэвид Цицилин, член Палаты представителей Конгресса США от Республиканской партии.

Но подпись Трампа может даже и не потребоваться. В Америке действует правило: если президент США в течение десяти дней не подписывает одобренный Конгрессом законопроект, то он автоматически вступает в силу.