Киев штампует договоренности о Донбассе, но не соблюдает их

С 24 июня и до окончания лета на разделительной линии в Донбассе объявлено так называемое "хлебное перемирие" – для уборки урожая. Как и в прошлые периоды прекращения огня, режим тишины уже не работает – с обеих сторон постреливают. Жизнь, однако, идёт своим чередом: семьи, дети, работа, как у всех.

С 24 июня и до окончания лета на разделительной линии в Донбассе объявлено так называемое "хлебное перемирие" — для уборки урожая. Как и в прошлые периоды прекращения огня, режим тишины уже не работает — с обеих сторон постреливают. Жизнь, однако, идёт своим чередом: семьи, дети, работа, как у всех.

Донбасская пшеница. Самая главная новость недели – "хлебное перемирие", которое было объявлено в Минске. Новость важна не только для Донбасса, но и для Украины, Европы. Но, оказывается, сельское хозяйство не только хлеб — это мощный фактор экономики республики, возможно, будущей торговли с Украиной и Европой, с Россией да и совсем миром. Но сегодня этот хлеб — фактор мира.

Донбасс — зона рискованного земледелия. Самые засушливые поля былой Украины. Но хлеб здесь выращивают. Да еще какой! А в "хлебное перемирие" не верят, во всяком случае, в хозяйстве имени Фрунзе.

Прошедшая неделя тоже началась с перемирия. Ещё не было встречи в Минске, а на линии фронта у посёлка Спартак стороны сами договорились огонь друг по другу не открывать. И почти сразу украинская артиллерия стала стрелять.

А Донбасс и в войну живёт. Выпускникам школ и гимназий вручили аттестаты зрелости. В ДНР — 19 вузов. Юридическая академия, медицинская, автотранспортная, есть даже Высшее военное училище. Можно ехать учиться и в Россию.

Мы на прошедшей неделе мы смотрели на войну глазами писателя Захара Прилепина. Он сформировал батальон, который подчиняется главе республики.

"Никакого удовольствия я от этого не получаю. Никакой подсадки на адреналин у меня нет. Я нисколько не лукавлю. Жена переживает, как я вернусь домой", — говорит Захар Прилепин, писатель, заместитель командира разведывательно-штурмового батальона ДНР.

Для военных ДНР и вообще для республики весть о "хлебном перемирии" на фоне регулярных обстрелов была неожиданной.

Вернувшись с позиций, "Вести недели" говорили с Захаром Прилепиным о возможных киевских планах, о Порошенко и Трампе, о заявлениях о реинтеграции Донбасса, то есть о возвращении его на Украину.

"Это все ерунда. Они просто приготовили два-три плана, которые нужно предоставить Трампу, чтобы он своей благословенной американской рукой поставил им печать: ребята, одобряю. Это документ, написанный Порошенко. Он любой документ напишет, а соблюдать они не будут ни один документ, даже тот, который американцам подготовили, потому что эта реинтеграция — чепуха на самом деле", — уверен Прилепин.

В Донбассе есть и производственный фронт. На нём тоже жарко. Ясиноватский машзавод. Работа кипит. Он частный. Владимир Трубчанин — потомственный директор и хозяин.

Зарплата на заводе приличная, свободных мест нет. Рабочие не увольнялись даже во время городских боёв. Продукция дефицитная — проходческие комбайны для шахт и тоннелей. Таких заводов в мире не больше десятка. Этот уникален тем, что придумывают, конструируют и делают здесь всё сами. Высокие технологии. Чтобы встать за станок, нужно долго учиться.

Ясиноватские комбайны пробивали метро в Советском Союзе, в Европе, работали в шахтах, строили тоннель под Ла-Маншем. А ведь три года назад бои шли прямо на заводе.

"Самое сложное было после всех обстрелов, после того, что нас здесь разбомбили, закрыли, убедить россиян в том, что мы работаем, несмотря ни на что", — отметил Владимир Трубчанин.

Сырьё везут из России. И в Россию же комбайны продают, а ещё в Казахстан.

Говорят, что Донбасс в осаде, ДНР в окружении, рынка и сбыта нет. Но только на Ясиноватском машиностроительном заводе, только в Кемерово были отправлены — только в этом году — семь гигантских комбайнов. Одна из машин должна была уехать на Украину, но началась блокада, и она поедет в Сибирь, в Красноярск. Люди работают и зарабатывают.

Возвращаемся в хозяйство имени Фрунзе. Украинские войска в начале войны уничтожили всё: все корма, пшеницу на полях, технику.

Но хозяйство опять даёт молоко. Идёт оно только в республику, в первую очередь, в города и посёлки, страдающие от обстрелов. Племенная работа идёт, поголовье растёт. Для хлеборобов местная норма — 30 тонн пшеницы с гектара, но в 2016 году здесь собрали почти вдвое больше — 57. Сроки уборки теперь совпадают со сроками перемирия. На этих полях ставила рекорды легендарный хлебороб Паша Ангелина, дважды Герой соцтруда.

Знаменитый трактор Паши Ангелиной установлен в центре Старобешево. Донбасс и сейчас рождает новые имена: Гиви, Моторола, которые нашли свою славу на поле боя. Может быть, мы скоро услышим новые имена, которые прославились на пашне во время этого "хлебного перемирия".