Ультиматум цвета: в Бахрушинском музее открылась выставка Аристарха Лентулова

Его называли бунтарем и главным экспериментатором русского авангарда: масштабная выставка Аристарха Лентулова открылась в театральном музее Бахрушина. Ее посвятили 130-летию со дня рождения мастера. Картины, эскизы, декорации, макеты: почему сложно поверить, что все это – работы одного автора?

Его называли бунтарем и главным экспериментатором русского авангарда: масштабная выставка Аристарха Лентулова открылась в театральном музее Бахрушина. Ее посвятили 130-летию со дня рождения мастера. Картины, эскизы, декорации, макеты: почему сложно поверить, что все это — работы одного автора?

Каждая работа здесь — буйство красок. И эта победа цвета выглядит как ультиматум на фоне чёрных стен выставочного зала.

Игра — особое восприятие реальности. Ярче всего оно отражено в панно "У моря". Так считал сам Лентулов.

— Здесь мы видим дополнительные способы выражения — это наклейки из фольги, из ткани, бусы, различные материалы.

Фёдор Лентулов — правнук художника. Это панно из его личной коллекции. Он — продолжатель династии, и подход к творчеству перенял у своего известного предка.

"Как прадедушка пишет, что он всегда находился в состоянии живописного экстаза, и эмоции переполняли его через край — так же и я стараюсь смотреть на мир и видеть во всём некое театральное действо, которое просится на холст просто само собой", — рассказывает Фёдор Лентулов.

Выставка охватывает все периоды творческой жизни Аристарха Лентулова. Каждая работа уникальна. Сравнить, к примеру, абстрактный натюрморт "Астры" с реалистичной картиной крестьянской жизни "После полудня" — кажется будто это написали два разных автора. Быть ни на кого не похожим, в том числе и на себя самого — задача не из лёгких.

Аристарх Лентулов известен как один из главных художников-экспериментаторов своей эпохи. Он писал в абсолютно разных стилях — от авангарда до реализма. Неизменной оставалась только муза автора — это его супруга Мария Петровна. И кстати, здесь, на выставке, по трансформации ее образа от самого раннего до самого позднего можно определить и то, как развивался стиль художника на протяжении его жизни.

Помимо картин — театральные зарисовки. 70 эскизов костюмов и декораций к постановкам. Среди них — "Степан Разин", "Сказки Гофмана" и макет к спектаклю "Демон", за который художник получил золотую медаль на международной выставке во Франции. Работы в экспозиции не делятся по стилю. Они выстроены в хронологическом порядке.

"Показывают как персоналию — живопись отдельно, графика отдельно, театр отдельно — и мы всё время должны перестраивать свою оптику и вспоминать — а что же там было в это время? Очень интересно как раз, что первый раз мы всё это складываем вместе", — говорит куратор выставки "Мистерия-Буфф" Светлана Джафарова.

Название выставке дала поэма Маяковского "Мистерия-Буфф". Сам художник над этим спектаклем не работал, но, по словам организаторов, название четко отражает творческое кредо Лентулова — близкого друга революционного поэта. В экспозиции — 250 картин из 20 музеев и 11 частных собраний, а также фотографии, черновики и даже мебель художника.