Обезьяны учат детей разговаривать так же, как люди

Обыкновенные игрунки.

Обыкновенные игрунки.
Фото Wikimedia Commons.

Учёные обнаружили, что крошечные обезьянки игрунки обучают своих детёнышей подавать звуковые сигналы, используя тот же принцип, с помощью которого мы учим своих детей разговаривать.

Бессвязный лепет младенцев превращается в осознанную речь гораздо быстрее, если они получают обратные голосовые сигналы от своих родителей. Малыши издают первые звуки случайно, а услышав ответную реакцию взрослых, постепенно учатся говорить. Но оказывается, человек является не единственным живым существом, которое обучает своих детей подобным образом.

Биологи из Принстонского университета (Princeton University) обнаружили аналогичные вокальные уроки у крошечных обезьян игрунок (Callithrix jacchus).

"Мы хотели выяснить, правда ли, что вокальное развитие обезьян не связано с обучением, – говорит соавтор нового исследования Асиф Газанфар (Asif Ghazanfar). – Для этого мы выбрали вид, который опирается на звуковые сигналы в своей социальной коммуникации, и выяснили, что вокальное развитие игрунок очень похоже на наше".

Конечно, звуковая коммуникация обезьян гораздо примитивнее, чем у людей. Однако учёные заметили, что вскоре после рождения их детёныши начитают издавать случайные громкие гортанные звуки, а родители реагируют на них мягким писком.

Чтобы проверить, как происходит развитие голосовых способностей у обезьян, команда поставила эксперимент с участием нескольких пар новорождённых игрунок-близнецов.

Сразу после рождения обезьянок ежедневно на сорок минут забирали у матери. В течение первых десяти минут исследователи записывали звуки, которые издавали детёныши, оставаясь в одиночестве. Затем, на протяжении получаса маленькие игрунки слышали записанные сигналы своих родителей. Но если один малыш в каждой паре последовательно получал ответ на свои "песни", второму детёнышу запись включали беспорядочно.

Занятия продолжались на протяжении двух месяцев, когда игрунки достигли возраста эквивалентного двухлетнему ребёнку. В результате учёные обнаружили, что детёныши, получавшие вокальный ответ, осваивали звуковые сигналы взрослых быстрее своих братьев и сестёр.

"Крик новорождённых действительно шумный и звучит довольно грубо, но постепенно он становится очень чистым и по тональности соответствует сигналам взрослых", – объясняет Газанфар в пресс-релизе.

Биолог считает, что вокальное обучение необходимо для того, чтобы как можно быстрее научить детёныша звать на помощь. Умение использовать сигналы взрослых особенно важно в больших социальных группах, где за потомством присматривают не только родители, но и другие члены семьи.

Теперь исследователи планируют изучить нейронную активность игрунок в тот момент, когда они общаются между собой. Понимание физиологии этого процесса может раскрыть эволюцию развития звуковой коммуникации и пролить свет на происхождение нашей собственной речи.

Подробные результаты уникального эксперимента описаны в статье, опубликованной в издании Current Biology.

Ранее мы писали и о других удивительных способностях приматов. Например, некоторые обезьяны могут осознанно поправить человека, если он ошибается с выбором, не говоря уже о том, что они обучаются не хуже трёхлетних детей. Кстати, возвращаясь к игрункам: существуют данные о том, что в общении они придерживаются правил этикета.