Тема:

Ситуация вокруг КНДР 1 год назад

Программа "Знаки": корейский кульбит

Поскольку в Северной Корее нет больших запасов полезных ископаемых, а товаров для мирового рынка ее экономика не производит столько, чтобы себя прокормить, ядерная программа стала, по сути, единственным ликвидным продуктом Пхеньяна
Пхеньян пугает мир войной или кто-то пугает мир Пхеньяном? Как быть России, если ее втянут в ядерную схватку? Подробности - в программе Андрея Кондрашова "Знаки" на радио "Вести FM".

Пхеньян пугает мир войной или кто-то пугает мир Пхеньяном? Как быть России, если ее втянут в ядерную схватку? Подробности - в программе Андрея Кондрашова "Знаки" на радио "Вести FM".

В сотне километров от границы с Россией северные корейцы произвели ядерный взрыв. 20 килотонн вызвали землетрясение в регионе, а по всему миру – вибрацию мозгов. Политики и военные начинают моделировать Третью мировую войну, и при этом клеймить КНДР становится едва ли не правилом хорошего тона.

Но так ли много вариантов у Пхеньяна вести себя иначе? И одно ли сумасшествие Ким Чен Ира, в котором его цинично подозревают "доброжелатели", стало причиной его ядерного демарша. Вспомним некоторые исторические факты.

До 45-го года Корейский полуостров был японской колонией. Освобождение корейцев начал Сталин. Советские войска по обязательству перед союзниками ударили по японцам в Маньчжурии и Корее. Продвижение советских войск было настолько стремительным, что США испугались будущей гегемонии Москвы на Востоке. Когда Красная армия с севера освободила от японцев уже пол-Кореи, США срочно оккупировали корейский юг. Державы договорились: Вашингтон не трогает Китай, Москва не трогает Японию, а Корею поделят пополам. Так появилось две Кореи. С 50-го по 53-й годы Пхеньян и Сеул вели войну за право контроля над всей Кореей, но ничего кроме жертв и напряженности между Вашингтоном и Москвой эта война не дала.

СССР дотировал КНДР вплоть до 80-х. После развала Союза в Северной Корее наступил коллапс. Голод середины 90-х унес жизни сотен тысяч корейцев. Вскоре КНДР возвещает о своей ядерной программе. Обеспокоенный мир с 2003 года начинает общаться с Пхеньяном через формат шестисторонних переговоров. США, Россия, Китай, Япония и Южная Корея обменивают отказ КНДР от ядерной бомбы на экономическую помощь. Но механизм дает сбой.

Поскольку в Северной Корее нет больших запасов полезных ископаемых, а товаров для мирового рынка ее экономика не производит столько, чтобы себя прокормить, ядерная программа стала, по сути, единственным ликвидным продуктом Пхеньяна: "Мы хотим есть, купите нашу бомбу".

И вроде бы купили. Но денег, как выясняется, за нее не дали, то есть обманули. Только Россия продолжает выполнять обещания: поставляет Пхеньяну мазут. А США, несмотря на то, что вроде бы вычеркнули КНДР из "оси зла", как обещали, сами тем временем арестовали счета Пхеньяна в банках Макао. Своим братьям поначалу платила Южная Корея. Но в 2007 году к власти пришел любимец Буша - Ли Мен Бак, и деньги давать перестал. Показательнее всех, впрочем, поведение Японии, считает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Академии наук Константин Асмолов: "Япония, например, просто заявила, что она не будет выполнять свои обязательства, потому что у нее с Северной Кореей неустранимые двусторонние противоречия. Спрашивается: если одна сторона имеет право послать на фиг международные договоренности, почему Японии это можно, а Северной Корее - нет?"

В общем, Пхеньян решил, что ему тоже можно. На неделе испытано ядерное устройство и сразу шесть ракет различных модификаций. Малой дальности – как раз, чтобы достать, если повезет, до Токио и уж точно до Сеула.

"Корейская Народно-Демократическая Республика более не считает себя связанной какими-либо обязательствами по соглашению о прекращении боевых действий, подписанному с Республикой Корея в 1953 году. Любые враждебные действия против наших мирных кораблей будут расценены как нарушение суверенитета. В таком случае мы ответим военным ударом", - заявил Пхеньян.

Это заявление о выходе из перемирия с Южной Кореей де-юре - фарс. Сеул тот договор 53-го года вообще не подписывал. То есть две Кореи войну и так не заканчивали. Но сейчас нас интересует не де-юре, а де-факто. Каков процент вероятности того, что КНДР спровоцирует глобальную ядерную войну? "Около нуля этот процент, - считает Дмитрий Косарев. - Единственное, что может произойти, - какой-нибудь свихнувшийся полковник нажмет не ту кнопку. Северной Корее нужна не ядерная война, им нужны мирные договоренности с США. Понимая, что сейчас не поддерживает ни Япония, ни Южная Корея эту позицию всерьез, они таким веселым путем добиваются, чтобы, наконец, Обама их заметил и с ними договорился. Вот и все".

В Институте Дальнего Востока Академии наук эксперты еще более образны. Даже когда высчитывают вероятность не ядерного удара, а вторжения КНДР в Южную Корею. "Примерно с той же вероятностью мы можем представить вторжение марсиан или внезапно появившуюся бомбу Саакашвили, - говорит Константин Асмолов. - На Северных корейцев начинают вешать тех собак, которых они даже не ели Вероятность начала Третьей мировой войны я оцениваю как крайне низкую, по очень простой причине: Ким Чен Ир – далеко не такой непредсказуемый человек, каким его делает наша пресса. И тем более он не является человеком, склонным к суициду. Давайте поймем простую вещь: как только Северная Корея предпримет какое-нибудь жесткое агрессивное действие с участием ядерного оружия, то любые действия в ответ со стороны международного сообщества будут им оправданы и одобрены. А теперь давайте, сравним ядерные арсеналы Северной Кореи и США".

Кто же тогда пугает всех Пхеньяном? Все, что делает Ким Чен Ир, сегодня направлено почти адресно против США. Потому что именно США, по сути, единолично решают судьбу Пхеньяна. Это Вашингтон инициирует и ужесточает санкции против КНДР, и это он блокирует присоединение Пхеньяна к мировым программам развития. Любые займы от международных фондов доступны любой Анголе, но не Северной Корее. Вот она и не просит, а выбивает свое место под солнцем.

Но что же нужно Вашингтону от Пхеньяна? Как всегда и как везде – смена режима. Если в КНДР будет лояльный Штатам руководитель, американцам не надо будет тратиться на содержание своего контингента в Южной Корее. Десятки тысяч американских солдат сегодня куда нужнее в Афганистане, а не на охране покоя Сеула. К тому же подобраться к Владивостоку Вашингтону всегда хотелось поближе. А тут на пути Ким Чен Ир, которого привычным способом, то есть через "оранжевую революцию", никак не взять. "Это невозможно с Северной Кореей, потому что страна не глобализована. Нет тех каналов, по которым в разные страны поступают вирусы революции. Нет информационных каналов, финансовых, страна изолирована. Поэтому она в этом плане неуязвима", - отмечает Константин Косарев.

У Северной Кореи даже собственный Интернет изолирован от мировой сети. Он называется Кванмен. Вашингтон ставит Ким Чен Иру условие: мы вам помощь, а вы проводите реформы, экономические и политические. А пока Ким Чен Ир не согласен, единственный выход его убрать – война. И если по инициативе самого Ким Чен Ира – еще лучше. Поэтому России все же не стоит полностью исключать ее начало. Хотя мы, как считает генерал Леонид Ивашов, вряд ли напрямую будем втянуты в эту войну. "США, имея союзные обязательства с Кореей, они втянутся, понятно. Может быть Япония в какой-то мере втянется. Но мы и Китай будем делать все возможное, чтобы этот конфликт, если он возникнет, прекратился на самой ранней стадии, не получил развития. Мы, единственное, от чего можем пострадать, - это будут массы беженцев", - говорит Леонид Ивашов.

Нет, не единственное, спорит Константин Асмолов из Академии наук: "Если северокорейские ядерные объекты будут подвергнуты бомбардировке, особенно, бомбардировке ядерной, то при господствующей розе ветров облако радиоактивных отходов через два часа придет в район Владивостока. Я думаю, что это хороший повод добиваться стабильности, чтобы Корейский полуостров был с одной стороны безъядерной зоной, с другой – зоной свободной от конфликтов, гуманитарных катастроф о военных действий".

Пока Россия ровно этого и пытается добиться – усадить Вашингтон и Пхеньян за стол переговоров. Сегодня Москва, как мы выяснили, ведет консультации, и с Северной, и с Южной Кореей. Обеим стараются объяснить, что воевать не надо. Эксперт Института Дальнего Востока Академии наук Константин Асмолов работает с Южной стороны: "Южнокорейские военные эксперты, с которыми я говорил по этому поводу, отвечают так: "Даже если вдруг по какой-то причине нам придется сражаться с Северной Кореей один на один, без американской поддержки на море и в воздухе, что относится к научной фантастике, первый удар может быть тяжелым, потому что Сеул находится в зоне досягаемости северокорейской артиллерии. Но затем мы гарантированно отбиваем вражескую атаку и переносим военные действия на территорию противника". Я думаю, что это ответ".

Еще сложнее, впрочем, Москве разговаривать с Пхеньяном. С военным атташе КНДР регулярно встречается президент академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов: "Мы консультации проводим с военными корейскими и объясняем им, к чему это приведет. Это, по сути, приведет вероятнее всего к смене режима в Северной Корее, возможным территориальным потерям и так далее Эта война Северной Корее не нужна, Южной – тем паче".

Может быть Обаме, в отличие от Буша, эта война тоже не нужна. Но далеко не факт, что антисеверокорейскую политику Буша Обама повернет вспять. По крайней мере, последнее заявление министра обороны Роберта Гейтса несет и для Москвы, и для Пхеньяна совсем не добрый знак. "Мы не будем сидеть сложа руки в то время, как Северная Корея наращивает потенциал, способный разрушить любую цель в регионе или у нас, - заявил Роберт Гейтс. - Если КНДР продолжит в том же духе, стабильность в регионе будет поставлена под угрозу и это создаст возможность для начала гонки вооружений в этом регионе".

И вот это как раз то, что для России может быть опаснее, чем ядерное облако в Приморье или корейцы-беженцы, - гонка вооружений.

Дальний Восток для Москвы – не самое сильное звено. И нам совсем не хотелось бы, чтобы, прикрываясь опасностью Пхеньяна, ядерным оружием легитимно обзавелась бы та же Япония, особенно с учетом ее аппетитных взглядов на наши Курилы. Последим за знаками.