Тема:

Франция выбрала Макрона 3 недели назад

Франция может стать Шестой республикой

Перестрелка в центре Парижа с убийством полицейского серьёзно встряхнула Францию в канун дня голосования. Впрочем, и без того страна во взвинченном состоянии избирает президента. Основных претендентов с очень близкими цифрами популярности – четверо.

Автор: Дмитрий Киселёв

Перестрелка в центре Парижа с убийством полицейского серьёзно встряхнула Францию в канун дня голосования. Впрочем, и без того страна во взвинченном состоянии избирает президента. Основных претендентов с очень близкими цифрами популярности — четверо.

Считается, что наибольшие шансы пока у экс-министра экономики Эммануэля Макрона. Это самый молодой кандидат — ему нет и сорока — креатура уходящего президента Олланда. Он — за сильные связи Франции с Америкой и внутри ЕС и мнит себя крутым парнем в будущих отношениях с Путиным. На дебатах часто бывал смешон, но довольно высокие цифры сохраняет благодаря тому, что вся государственная машина Франции в ходе кампании делала всё, чтобы скомпрометировать конкурентов Макрона — преемника Олланда. Макрона в массе своей поддерживают и мусульмане страны. По разным оценкам, таких там до 6 миллионов. И когда Макрон заявил, что "французской культуры больше не существует", а вместо неё сложилась новая "культура Франции", иммигрантам и их потомкам это понравилось.

Впрочем, как и на выборах в США, возможны неожиданности. По крайней мере, многие обратили внимание, что основатель консалтинговой компании GaveKal Research Чарльз Гейв, предсказавший в своё время победу Трампа, сейчас предсказывает во Франции победу Марин Ле Пен.

Если так, то произойдет действительно сенсация, поскольку разные политические силы страны пока, похоже, готовы объединиться и сыграть в уже привычную для них игру — "только не Ле Пен". Поскольку второй тур выборов практически неизбежен, то такое развитие вполне вероятно.

Так или иначе, а интрига сохраняется до последней минуты. Этот день определит двух счастливчиков, которые продолжат борьбу.

Автор: Алексей Петров

Цветы и свечи на Елисейских полях. Атака не просто на полицейских — на государство. За несколько дней до выборов — стрельба в центре Парижа. Кадры, снятые с мобильного телефона: из автомобиля выскакивает мужчина с автоматом Калашникова. Раздаётся очередь по полицейским. Один убит, двое ранены, пострадала и проходившая мимо иностранка.

По данным полиции, нападавший Карим Шерфи был приговорён к 20 годам за покушение на троих человек. Выпустили досрочно. Два месяца назад спецслужбам стало известно, что Шерфи зачем-то купил в Интернете ножи и маски, но улик, чтобы снова отправить его в тюрьму, не хватило — отпустили.

Второй подозреваемый бельгиец Эль-Осри Юсуф позднее сам пришёл в полицию Антверпена, заявляя, что ни при чём. Но убедить полицейских не удалось: при обыске у него нашли оружие, чёрные маски и билет на поезд во Францию. Ответственность за предвыборный теракт уже взяла на себя террористическая группировка ИГИЛ, запрещенная в РФ.

Выстрелы в сердце Парижа, рядом с Елисейским дворцом. Олланд, уже собирая вещи, очевидно, понимает: его пятилетка запомнится, прежде всего, чередой террористических атак — новая реальность, о которой помнит и каждый француз, ставя галочку в бюллетене.

Более того, трагедия — еще одна, как выяснилось, — могла произойти на митинге одного из кандидатов. Возможно, покушение готовилось на Франсуа Фийона. Предполагаемых террористов полиции удалось задержать в Марселе.

Улица, названная в честь погибших в Крымской войне. Здесь в одном из домов и жили подозреваемые. Квартира находится на седьмом этаже прямо около лифта. Здесь все опечатано. Расследование продолжается. А в момент полицейской операции людей пришлось срочно эвакуировать. Весь дом. Сначала жильцам объяснили, что якобы утечка газа, но вскоре стало понятно: все куда серьезнее.

За дверью хранили целый арсенал: три килограмма взрывчатки, автомат, два пистолета, набор боеприпасов, маски с прорезями и флаг ИГИЛ. Жильцов соседи видели, но с трудом помнят.

Задержанные — 29 летний рецидивист Махидин и 23-летний Клеман — в каком-то смысле тоже лицо нового Марселя. Именно отсюда уходят туристические кораблики к замку Иф, где согласно роману Дюма отбывал свой срок граф Монте-Кристо. Старый порт — напоминание о том, каким был Марсель раньше, когда его называли воротами Франции в Африку.

Когда Франция из Африки уходила, именно в Марсель хлынул людской поток, прежде всего, из Алжира, и теперь город — это ещё и тысячи мигрантов. Стычки с полицией. Колоссальный уровень преступности. Голоса в поддержку Ле Пен — символ того, как много марсельцев с таким положением дел не согласны.

Величественный собор Notre-Dame de la Garde. Богоматерь-защитница, считавшаяся покровительницей моряков — напоминание о грандиозной морской истории Франции. Но, даже любуясь архитектурой старинного Марселя, сложно не заменить его социальные проблемы.

Местный житель Клеман Сакоману, сторонник "Национального фронта", помнит город совсем другим. "Теперь Марсель не тот, что раньше. Могут напасть, ограбить, оскорбить, в том числе и самих французов. Да что Марсель — сама Франция уже совсем не та", — признается он.

Слова Марин Ле Пен способны растрогать многих марсельцев. "Это город столь гордый, который, мы это прекрасно знаем, никогда никому не покорится. Вот почему я решила именно здесь завершить кампанию и именно здесь призвать французов к национальному восстанию, восстанию мирному, демократическому, чтобы вернуть Францию её народу", — заявила лидер "Нацфронта".

Сторонники Ле Пен настаивают: в первую очередь, нужно браться за экономику и социалку. "Мы работаем, чтобы они могли получать семейные пособия, вот что возмущает! Речь не идет о расизме. Речь идёт о том, что надоело платить за других", — говорят они.

На улицах города — плакаты, развешанные противниками Ле Пен. Многие здесь её откровенно ненавидят. Протесты не только в Марселе, но и в Париже.

Похоже, накаляется обстановка в 19-м округе, где намечена встреча с Марин Ле Пен. Полиция заблокировала район. Толпа протестующих. Непонятно, как будут развиваться события, но правоохранительные органы, судя по всему, готовы к любому варианту.

А в зале критикуют Олланда, Европу, рассуждают о том, что без подсказок из Брюсселя появились Airbus, Concorde, Arian, TGV и атомная энергетика, и вспоминают опыт де Голля.

"Россия — важнейший союзник в борьбе с исламизмом. Генерал де Голль очень большое значение отводил отношениям с Россией, Китаем и с США. Другое дело, что он не был марионеткой Вашингтона. И вот с этим пора заканчивать", — уверен Карлос Кабреа, сторонник "Нацфронта".

Зал приветствует лидера "Национального фронта". Собравшиеся уверены в триумфе Ле Пен. Ее нынешние цифры Марин не просто рейтинг одного из кандидатов — это иллюстрация того, что миллионы французов больше не верят обещаниям нынешних политических элит и полумеры их не устраивают.

Кампания Ле Пен — противоположность кампании Макрона. У "Национально фронта" — только французский триколор, никакой европейской символики. Более того, придя на телеэфир, Ле Пен устроила скандал, потребовав вынести из студии флаг Евросоюза. А вице-президент "Национального фронта" даже назвал его в"Твиттере" тряпкой, которую скоро уберут в шкаф. На митинге Макрона — европолотнища повсюду.

"Важно, что он поддерживает Европу, старается, чтобы было развитие на этом направлении. Многое ещё предстоит сделать в части социальной сферы в Европе — это как раз и предлагает Макрон. Мера важная, особенно для молодых", — уверены сторонники Макрона.

Повсюду флаги, партийная символика. Несколько минут до начала встречи. Ведущие старательно разогревают публику. Здесь словно все призвано продемонстрировать масштаб и политические амбиции Макрона, который старательно дистанцируется от наследия социалистов.

Дистанцироваться непросто. По всему Парижу – плакаты: Макрона откровенно называют наследником Олланда, Макрон смотрит в зеркало, а там — снова Олланд. Да и как выбросить из биографии недавнее членство в Социалистической партии и работу в правительстве уходящего президента. Но многие, устав от партийных дрязг, видят в Макроне политика нового типа.

"Он не делит людей на левых и правых. Самые перспективные идеи и тех, и других. Он предлагает проект, обращённый в будущее. Макрон отказался от старых методов и не собирается снова просить нас затянуть пояса. Он хочет реальных изменений! Изменить систему, но мирно, опираясь на большинство", — считают сторонники Макрона.

В зале — жена кандидата Бриджитт Макрон мысленно примеряет на себя титул первой леди. Но её присутствие поклонниц молодого политика не останавливает.

Словно стараясь не отстать от Ле Пен, Макрон много говорит о патриотизме, но обещает совсем другую Францию. "Мы победим! И это будет начало новой Франции! Мы здесь потому, что хотим, чтобы завтрашний день во Франции, израненной и отчаявшейся, был бы ни как день вчерашний. Я даю вам обещание, что мы вернём Франции её энергию, жизненные силы, веру в будущее", — заявил Макрон.

Свежие рейтинги предсказуемости не добавили. Ле Пен вроде бы немного опережает Макрона, Фийон вроде бы чуть отстаёт, но, кажется, сумел не уступить третью строчку Меланшону. Возможно, на решение избирателей повлияют дебаты на France 2, тем более что теракт на Елисейских полях произошёл прямо во время эфира.

"Вся нация сейчас разделяет чувства офицеров полиции. Я хотел бы отметить, что отменяю намеченные по плану встречи с избирателями. Хочу заявить, что борьба с терроризмом должна быть абсолютным приоритетом для следующего президента республики. Что это значит? Нам необходима мировая коалиция для того, чтобы уничтожить те силы, которые стоят за этой атакой", — отметил Франсуа Фийон.

Для Фийона важен каждый голос — проиграть Меланшону — это окончательно потерять лицо. Поддержать бывшего премьера призвал Ален Делон. Но за Меланшона — Памелла Андерсон, называющая левого кандидата другом животных. А ведущие предвыборного ток-шоу спрашивают кандидата от непокоренной Франции: что он принесёт с собой в президентский кабинет?

"Пожалуй, будильник. Он будет напомнить мне с утра до вечера, что в мире меняется климат и нужно действовать, что настало время изменить производство и потребление, что пора избавиться от ядерной энергетики, потому что она представляет опасность. Что настало время перераспределить блага, чтобы люди могли прожить на зарплату, пенсию, стипендию. И что пора избавиться от нашей президентской монархии. Настало время независимой Франции", — заявил Меланшон.

Но за кого бы ни проголосовали, уже ясно: и электорат Ле Пен, и электорат Меланшона совершенно недоволен нынешними отношениями Франции и Европы. Много претензий к ней и у тех, кто голосует за Фийона. Получается, что почти две трети французов не в восторге от того, во что превратилась европейская мечта.

Но и сама Франция выглядит растерянной. Действующих политиков масштаба де Голля, Миттерана или Ширака нет. А ведь Пятая республика предполагает именно такую фигуру в Елисейском дворце. Более того, две ведущие политические партии, прежде всего, социалисты, во время этой кампании тон явно не задавали. И все чаще слышны рассуждения о новой — шестой — республике. Так что страна не просто выбирает президента — она ищет место в новой мировой системе координат. И этот поиск теперь продолжится через две недели.