В 2017-м ВМФ России получат 40 новых судов

Для Военно-морского флота России заложен новый ледокол. Называться он будет "Иван Папанин". Произошло это в Санкт-Петербурге, на знаменитом судостроительном заводе "Адмиралтейские верфи" Объединенной судостроительной корпорации.

Для Военно-морского флота России заложен новый ледокол. Называться он будет "Иван Папанин". Произошло это в Санкт-Петербурге, на знаменитом судостроительном заводе "Адмиралтейские верфи" Объединенной судостроительной корпорации. Именно здесь "Вести в субботу" записали первое большое с новым главкомом ВМФ адмиралом Королевым.

Репетиция организаторов: они протирали специальные именные отвертки. На каждой – надпись — "Патрульный ледокол Папанин". Отвертки нужны, чтобы привинтить именные дощечки к тому, что уже приобретает очертания новейшего корабля. Так же это было и при строительстве корабля, который уже почти готов. У него и встречаемся с главкомом, рядом ставим макет нового ледокола.

- Мы стоим на фоне "Ильи Муромца", который уже почти готов. Уже произошла закладка "Ивана Папанина". Чем уникален этот корабль?

- Наверное, это, прежде всего, продолжение эпохи освоения Арктики, эпохи защиты национальных интересов в Арктическом регионе. В 1937 году Академия наук Советского Союза организовала первую воздушную экспедицию на Северный полюс. Была открыта первая дрейфующая станция "Северный полюс", которую возглавил Иван Папанин, будущий контр-адмирал. А в 1977 году в продолжение этого наш советский атомный ледокол "Арктика" тоже побывал на Северном полюсе. До этого были подводные лодки, была авиация, и, наконец, сюда пришел наш ледокол. Поэтому мы считаем, что надводная составляющая Военно-морского флота нужна для того, чтобы построить сбалансированную и самодостаточную группировку на арктическом направлении, и, конечно, она должна иметь в своем составе боевые корабли ледового класса, — отметил главком ВМФ Владимир Королев.

- Но он сразу и боевой корабль, и научно-исследовательский?

- Совершенно верно. Это было решение министра обороны.

Корабль действительно многофункционален: способен решать задачи поисково-спасательного обеспечения, эскортировать, заниматься исследовательской работой. Но не только. Пушка — тоже на месте.

- Ваши, как вы их называете, "потенциальные партнеры" с той стороны Арктики воспримут это как наступательное оружие или как?

- Мы здесь обеспечиваем свои национальные интересы. Мы защищаем Северный морской путь. Думаю, что с этой точки зрения и наши партнеры должны нас понимать. В связи с тем что Министерство обороны развернуло крупномасштабное строительство в Арктическом регионе, без таких кораблей в Арктике уже нельзя.

- На подходе есть другие корабли?

- На подходе современный ледокол, который тоже построен специально для Военно-морского флота, — "Илья Муромец".

Идем на борт "Ильи Муромца", который, как ожидается, войдет в состав ВМФ уже в конце этого года. И этот корабаль — многофункциональный. Корабелы и моряки ведут нас на камбуз и в столовую.

"Мы стараемся самое современное поставлять", — рассказывает главком ВМФ.

- А своего ресурса хватает или что-то импортное приходится ставить? Такая идеология. Два-три года назад все изменилось, поэтому все полностью наше.

Вся страна узнала главкома из репортажа из Панамского канала, когда впервые после Великой Отечественной корабли отечественного ВМФ проходили через этот межокеанский канал, посетив до этого Кубу и Венесуэлу. После геополитического обострения 2008 года российские военные моряки вернулись тогда в Латинскую Америку. Но для адмирала Королева такие экзотические маршруты не в новинку — он же подводник.

- А вам самое дальнее куда приходилось ходить?

- Везде, — рассказал Владимир Королев.

Много лет отслужив на Севере, ходил он оттуда по всем свету. По его собственным словам, самое яркое воспоминание — поход вокруг Африки. 162 дня в 1982 году.

- У молодых офицеров тоже есть возможность помечтать о таких походах?

- Да. Я думаю, что сейчас очень интересное время. Новые корабли позволяют очень хорошо служить и помечтать. Причем наплаванность сейчас ничем не меньше, чем в 80-е годы, — отмечает главком ВМФ Владимир Королев.

Продолжим этот разговор на берегу. На флоте действительно многое по-другому. Пустые погоны – это не рядовой, а матрос, две лычки на погонах – это не младший сержант, а старшина 2-й статьи, три маленькие звездочки — старший не прапорщик, а мичман.

И хотя всем музыкантам в тот день было очень холодно, они играли и играли — событие-то замечательное, закладка еще одного корабля.

- Сколько всего новых кораблей появится на флоте?

- В 2017 году мы планируем получить 40 кораблей и судов, — пояснил Владимир Королев.

- Сорок за один год?!

- Да.

- Такого с советских времен не было?

- Да, я думаю, что это очень хороший показатель. Мы получим фрегаты "Горшков", "Макаров", малые ракетные корабли, получим современные суда обеспечения. 40 кораблей — это хорошая цифра, — признается главком ВМФ.

- Вы как подводник что-то с надводников начали. А из подводных лодок что на подходе?

- Из подводных лодок мы закончили серию для Черноморского флота подводные лодки 600000.3.

- Это, например, "Варшавянка"?

- Да.

До сих пор мы говорили о новых подлодках для Черноморского флота. Но в июле будут заложены еще две и для Тихоокеанского. В целом же программа кораблестроения в интересах Военно-морского флота — до 2050 года. И она соотносится с морской доктриной.

"Мы здесь не имеем права на ошибку", — подчеркивает Королев.

- Владимир Иванович, не все в курсе морской доктрины. А если по-простому? Я помню дебаты в 90-х. В начале этого века обсуждалось, какой нам флот нужен, глобальный или, что называется, береговая охрана. Как сейчас звучит наша концепция?

- Концепция должна уточняться с каждым годом. Поход нашей авианосной группы это подтвердил. Ведь до 2017 года мы не имели опыта боевого использования нашей авианосной группы. И действительно этот поход подтвердил способность Военно-морского флота защищать национальные интересы России, в том числе в отдаленных районах от пунктов базирования. Hаше авиакрыло, наши летчики действительно способны воевать. Наши корабли способны безаварийно проходить десятки тысяч миль. Россия — это одна из великих морских держав, и она должна иметь современный, сбалансированный и самодостаточный Военно-морской флот. Именно это трактует морская доктрина РФ.

- Когда "Aдмирал Кузнецов" начинал свое движение, я рискнул в эфире выдвинул концепцию. Помните, тогда начались отказы в дозаправке на Мальте? И я тогда предположил, что на самом деле все это полная ерунда. Что тут переживать? Еще с советских времен существует культура автономного плавания.

- Совершенно верно.

- Безо всяких дозаправок в иностранных портах. Вставали на банках в Средиземном море. В общем, была целая такая история. Это сейчас возобновлено, реанимировано и понятно, что делать?

- Да. Дело в том, что мы исторически всегда были готовы воевать автономно. Со времен адмирала Горшкова. Эту категорию мы никогда не теряли. Поэтому никаких неожиданностей в том, что нас где-то как-то не заправят, для нас не было. Мы вполне самодостаточны. И, в общем-то, то, что нам где-то кто-то отказал, — это их проблема, они не получили денег, а у нас проблем не было в этом плане.

- Может, России еще бы пару авианосцев?

- Конечно, это мечта любого моряка. Мы постоянно над этим работаем. Эта задача будет решена. Великая морская держава не может быть без авианосного флота, потому, что есть регионы, в которых мы можем иметь свои национальные интересы. Если сегодня у нас их нет, завтра они могут возникнуть. И, конечно же, авианосец — это та поддержка, которая показывает, что государство готово прийти на помощь, готово содействовать, в том числе в борьбе с террористами и общемировыми вызовами и угрозами.

На то "Адмиралтейские верфи" — первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга (основано еще в 1704 году Петром Первым), что здесь главком Королев обратился и к истории. Вот что он чувствует про вверенный ему Военно-морской флот.

"Преданность своему делу, в том числе верность флагу, чувство локтя в экипаже — это всегда будет в Военно-морском флоте России, потому что без этого флот не флот, — считает главком ВМФ. — И, конечно же, традиционный элемент — это гордость своим кораблем, гордость своими коллегами. На подводных лодках особенно. Да и на надводных кораблях ситуация такая же. Мне пришлось это видеть и там, и там".

- Я хочу вам сказать, несчастные ваши подчиненные. У вас такие улыбчивые глаза. Но, думаю, вы им как "вставите"!

- Дело в том, что мы достаточно жесткие на берегу. А море заставляет к друг другу относиться несколько по-иному. Там, как правило, нет предателей, нет лгунов. Именно в море люди отличаются высочайшей порядочностью. Самые лучшие — это там, — уверен Королев.