"Нет Америке, нет ПРОвокациям": южнокорейцы не хотят терять Китай

В маленькой деревушке Сосонни теперь митинги каждую неделю. Приходят все местные жители. Надеются, что в Сеуле и Вашингтоне их наконец услыша, ведь размещать или нет буквально в паре километров от деревни систему американской противоракетной обороны, местных жителей никто не спросил.

В маленькой деревушке Сосонни теперь митинги каждую неделю. Приходят все местные жители. Надеются, что в Сеуле и Вашингтоне их наконец услышат, ведь размещать или нет буквально в паре километров от деревни систему американской противоракетной обороны, местных жителей никто не спросил.

"Мы объединимся и будет бороться до конца! Нет Америке! Нет провокациям! Вон! Нет ПРО! Мы вместе! Мы не пропустим ПРО!" – говорят митингующие.

Соглашение с американцами подписали в начале прошлого года. Место для дислокации искали несколько месяцев. Договориться с трудом удалось. Под ракеты-перехватчики отдали территорию гольф-клуба. Жителей близлежащей деревни просто поставили перед фактом.

"О том, что около деревни будет батарея ПРО, узнали из новостей по телевизору. С тех пор нам только и остается, что молиться и митинговать. Мы с прошлого года здесь стоим, когда объявили, где ПРО будет. Мы — за мир", — говорят местные.

Надписи "Нет ПРО!" — здесь везде: на растяжках, куртках и даже шляпах. Традиционные соломенные шляпы, в которых работают в поле, — тоже теперь инструмент протеста. Но в Сеуле выступления в этой горной деревне не замечают. Здесь нет ни чиновников из столицы, ни журналистов ведущих изданий. Только каждую неделю из города отправляют все больше полицейских.

Подъезд к элитному гольф-клубу. Внутрь не пускают даже vip-клиентов с золотой картой. Полиции здесь больше, чем местных жителей.

Из Сеула — одни и те же формальные объяснения: ПРО якобы нужна для защиты от Северной Кореи. При том что радиус действия американских ракет-перехватчиков — 200 километров, а расстояние от места их базирования до Сеула — 270. То есть главный мегаполис страны эта ПРО не защитит. Да и основную опасность для Южной Кореи представляют ракеты КНДР малой дальности, которые летают значительно ниже. Против них новый комплекс заатмосферного перехвата бесполезен.

"Только этой системой невозможно обеспечить безопасность Кореи. Радиус действия этих ракет 150-200 километров. Этого недостаточно. Да и работать нужно не над тем, чтобы защищаться от уже пущенных ракет, а над тем, чтобы не было необходимости в такой защите", — сказал Ким Ен Су, лейтенант в отставке, бывший СОТРУДНИК Министерства обороны Республики Корея.

Но развитие диалога Сеула с его северными соседями в планы США явно не входит. Вместе с ракетами-перехватчиками в страну приезжает мощный радар с радиусом действия — до 1800 километров. Он будет сканировать не только всю Северную Корею, но также и территорию Китая и России. Отслеживать перемещение военных и фактически, как полагают в Пекине, сведет на нет ядерный потенциал ответного удара Китая.

"Они развязывают большую войну, глобальную гонку вооружений. Вовлекут всех — США, Китай, Россию, Японию и нас", — уверены митингующие.

Китай сначала протестовал и предупреждал, но с разгрузкой первых элементов ПРО перешел к действиям. Контрмеры — экономические. Из ста гипермаркетов "Лотте" в КНР прекратили работу уже больше 50.

Причины — от нарушения техники безопасности до махинаций со скидками на рис. Корейскую продукцию на полках китайских магазинов массово заменяют отечественной.

"У нас с Китаем самый большой товарооборот. Намного больше, чем с США и Японией вместе взятыми. Больше четверти всего нашего экспорта идет в Китай, товары на 124 миллиарда долларов. Мы просто разоримся, если Пекин затянет эту торговую войну", — уверен Пак Хэ Чхуль, вице-президент профсоюза KPTU.

Падают и экспорт, и продажи в самом Сеуле. 70%в туристов в Корее — из КНР, по крайне мере, так было раньше. В центре — магазины Duty Free, все вывески – на-китайском. В "Лотте" — отдельный этаж только беспошлинной торговли. Продавцы там сейчас рады поговорить хотя бы с кем-нибудь.

Туристы из Китая отменяют брони в отелях и во время круизов отказывают даже сходить с лайнеров. Пустые аэропорты, музеи, дворцы… На центральных площадях вместо туристов — протестующие. Буквально в сотне метров от американского посольства, откуда уже не прогоняет охрана дипмиссии. Очередной палаточный лагерь. Здесь — вновь лозунги: "Нет ПРО!", Нет войне!", "Американцы, убирайтесь домой!"

Но уходит американцы, конечно, не будут. Скоро в Сеул приезжает госсекретарь США. Не повлиять на настроения в стране — ускорить развертывание Про. Исполняющий обязанности президента Кореи улыбается, дважды смущенно трясет руку Тиллерсона и говорит то, чего ждут США.

"Я надеюсь, что мы сможем подтвердить и укрепить наш тесный союз и вместе развивать оборонительную линию. Вы, господин Тиллерсон, были в демилитаризованной зоне и могли сами почувствовать силу угроз КНДР", — заявил Хван Гё Ан, исполняющий обязанности президента Южной Кореи.

Тиллерсон, конечно же, кивает. В демилитаризованной зоне он был в нескольких метрах от территории КНДР. Почувствовал на себе взгляд северокорейских солдат и услышал щелчки их фотоаппаратов.

Что сейчас будет делать Пхеньян — фотографировать или стрелять по своим соседям — США не волнует. Важно, что еще на полтора месяца у власти в Сеуле — те, с кем Вашингтону удобно договариваться.

Сроки развертывания ПРО сдвигают. Теперь планируют закончить до конца апреля — до выборов нового президента, которые пройдут 9 мая, и до того, как новое руководство осознает, во сколько Корейскому полуострову обойдется эта ПРО.

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон 19 марта прошел смотрины в Китае у председателя Си Цзиньпина. Встреча, как сообщает китайское телевидение, продолжалась 20 минут. Тиллерсон сообщил, что Трамп готов даже посетить Китай. Китайский лидер благосклонно согласился и приветствовал возможный предстоящий визит. При этом Си Цзиньпин заявил, что общие интересы намного превосходят противоречия. На этом и расстались.