Тема:

Допинг-скандалы 1 день назад

Марихуана в прошлом: Фелпс предпочитает майонез и стимуляторы

Современный большой спорт идет рука об руку с большой медициной. В черном списке Всемирного антидопингового агентства – сотни наименований. Но счет лекарственным средствам давно идет на десятки тысяч. И тому, что "запрещено", чаще всего находится официально "разрешенный" аналог.

Современный большой спорт идет рука об руку с большой медициной. В черном списке Всемирного антидопингового агентства — сотни наименований. Но счет лекарственным средствам давно идет на десятки тысяч. И тому, что "запрещено", чаще всего находится официально "разрешенный" аналог.

По некоторым спортсменам, кажется, и без пробы можно сказать, что они употребляли допинг. Например, американец Тайсон Гэй: необычно крупный и накачанный для бегуна. Или Джастин Гэтлин, который больше похож на бодибилдера, чем на спринтера. Но с ними все понятно: оба попадались на допинге, были дисквалифицированы. Но на Олимпиаду в Рио их допустили.

Легенда современного плавания Майкл Фэлпс, обладатель 21 золотой медали, раскачивал легкие марихуаной. За что был временно дисквалифицирован в 2009 году. Сейчас он утверждает, что быстро плыть ему помогает специальная диета, содержащая 12 тысяч килокалорий.

Средства, которые повышают работоспособность и воздействуют на спортивный результат, считаются допингом, только если попали в черный список. В остальных случаях — это банальные таблетки. Правда, до поры до времени. Самый громкий из недавних примеров — мельдоний.

Его создали еще в 70-е годы прошлого века в Латвии. Он стал едва ли не обязательным для всех советских спортсменов. В прошлом году совершенно легально мельдоний был обнаружен в допинг-пробах больше 700 россиян: это 17 процентов от общего числа. По другим странам в совокупности процент гораздо ниже, но у такого соотношения есть объективная причина. На Западе этот препарат исторически не производят. Используют свои аналоги.

L-карнитин также как и мельдоний расщепляет жирные кислоты и способствует накоплению энергии внутри клеток. Оба препарата используют для восстановления после спортивных нагрузок. Только один с недавних пор включен в черный список, а второй остался "весь в белом".

Недаром создатель мельдония Ивар Кальвинш заявил, что решение ВАДА может объяснить только давлением со стороны производителей-конкурентов. Ведь на кону — миллиардные прибыли.

Впрочем, оказаться под расследованием можно и вовсе не думая нарушать "спортивную дисциплину". Например, получив в аптеке фальсификат вместо легального препарата. Такие случаи тоже не редкость.

Фармацевтический рынок сегодня — один из самых быстро растущих в мире. Никакой кризис ему не помеха: объем мировых продаж перевалил за триллион долларов. По прибыльности крупнейшие фармакологические компании обгоняют нефтегазовые. Неудивительно, что они могут позволить себе серьезное лобби.

Разрешенными к применению до сих пор остаются такие вещества, как тельмисартан, лиотиронин и трийод-тиронин. Хотя за их включение в черный список уже не один год ратуют антидопинговые агентства США и Великобритании. Виктор Конте, экс-директор скандальной лаборатории БАЛКО, замешанной в крупном допинговом скандале, открыто признавал, что выдавал эти препараты для улучшения результатов американских спортсменов.

Чего стоит недавняя история о стимулирующем напитке Delta G, разработанном для армии США. Результаты исследований показывали: спортсмены, которые его принимали, резко улучшали свои показатели. В основе препарата — кетоны. Вещества, которые вырабатывает сам организм, и которые становятся для него источником энергии. Отличить синтетические кетоны от натуральных практически невозможно. Потому в ВАДА заявили, что включать Delta G в список запрещенных не будут.

Вообще там, где в битве за золото все решают доли секунды и миллиметры, важна любая мелочь. В составе коктейля для победителя не только тренировки, режим и нужная экипировка, но и специальная диета.

Говоря об энергетических напитках, стоит отметить, что именно они занимают солидную долю рынка спортивного питания. На них приходится больше половины всех продаж. Дальше идут питательные добавки, батончики и гели, а также средства для снижения веса. Кстати, Майкл Фелпс, известный своим рационом в 12000 калорий (макароны, бутерброды с майонезом и ветчиной, блины и шоколад) тоже большой любитель стимулирующих напитков. Правда, каких именно, не говорит.

Уже в прошлом году объем мирового рынка спортивного питания превысил 35 миллиардов долларов. Планка, которую эксперты прогнозируют для него на 2020-й — 55 миллиардов. Больше всего продается таких стимуляторов в Северной Америке. И хотя БАДы, напитки и заменители пищи набирают популярность и среди обычных поклонников здорового образа жизни, главными их потребителями остаются спортсмены.