Тема:

Мигранты в Европе 3 недели назад

Норвегия: сирийские беженцы из России наводнили заполярный Киркенес


EPA

Что делать с потоками беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки думают и власти Норвегии. Эта тема сейчас – на первых полосах газет. Аналитики пишут, что маршрут через Россию в Норвегию – безопаснее и короче для мигрантов, чем пути в Западную Европу через Средиземное море.

Еще недавно — ручей, сегодня — полноводная река. Поток сирийских беженцев заполнил приграничный город Киркенес. Маршрут через Россию в Норвегию оказался безопаснее и короче, чем пути из Сирии в Западную Европу через Средиземное море. Лагерь, открытый всего два месяца назад, уже переполнен. Власти спешно строят новый. А пока устанавливают на границе временные палатки. "Всех беженцев, которые к нам приезжают мы регистрируем и отправляем на медицинское обследование в больницу. А потом уже в лагерь для временного размещения", — вздыхает Тор Эспен Хага, представитель иммиграционной службы полиции Киркенеса.

Город уже принял более полутысячи вынужденных мигрантов. Киркенесу, в котором всего чуть больше 3000 жителей – это грозит немалыми проблемами. Тем более, что уезжать сирийцы никуда не собираются. "Я хочу жить в безопасности. Я хочу работать, хочу, чтобы у меня было будущее, я не хочу умирать", — кричит в камеру мигрант.

Беженцы, которые должны проводить в лагере максимум пять дней, пока не пройдут проверку и процедуру регистрации, задерживаются надолго. Департамент по делам иностранцев не вполне справляется со своей работой. В итоге число беженцев на границе растет, размещать их удается уже с трудом. "Логистика действует не так, как было задумано, не так должен работать транзит. Из-за этого мы сейчас находимся в очень сложной ситуации", — разводит бессильно руки Сесилия Хансен, мэр коммуны Сёр-Варангер.

Российско-норвежская граница. Переход Борисоглебск – Стурскуг — автомобильный. Поэтому пересечь его пешком нельзя. Арендовать машину даже в ближайшем к границе поселке Никель – дорого. Поэтому самый высокий спрос в местных магазинах на велосипеды. Сирийские велосипедисты преодолевают 30 километров и паркуют свой двухколесный транспорт уже у здания полиции Киркенеса. "Каждый день прибывает 20-30 человек, но это число нестабильно. Вчера, например, прибыло 45", — сдержанно докладывает полицейский Стен Кристиан Хансен.

Лагерь обустроили в бывшем бомбоубежище. Вмещает 150 человек. И он уже переполнен. Единственное фото, еще до заселения, позволяет заглянуть внутрь — условные комнаты, двухярусные кровати. Сейчас там хаос. Нехватка волонтеров, отсутствие координации. Как вариант палатка, но как в ней выжить за Полярным кругом? Норвежский Киркенес – не курорт и зима уже близко. "Очень холодно, не выжить", — охотно подтверждает Евгений Тишковец, ведущий специалист центра погоды "Фобос".

В 30 километрах от российско-норвежской границы власти строят еще один лагерь. Его обещают открыть на этой неделе. Но спасет ли это ситуацию – большой вопрос. Он сможет вместить всего лишь 100 человек. И что дальше? Впрочем, решение норвежские власти, кажется, нашли. "Все заявления будут рассматриваться в индивидуальном порядке. Но Департамент миграции предупреждает, что сирийцы, официально зарегистрированные в России, могут готовиться к тому, что их отошлют обратно", — нашел выход Тор Эспен Хага, представитель иммиграционной службы полиции.

Проверка документов показала — многие из сирийских велосипедистов, приехавших в Норвегию через Россию, вовсе и не беженцы. Они много лет жили в нашей стране — в Москве — по студенческим визам. Официально не работали. Решили перебраться за границу и пожаловаться на плохую жизнь в России. Однако откровением разжалобить миграционную службу Норвегии вряд ли получится. Страна готова принять только тех, кто действительно бежал от войны. Обрусевших сирийцев уже в скором времени может ждать депортация.