Тема:

Мигранты в Европе 3 недели назад

Европа не справляется с кризисом перенаселения

Венгрия ввела чрезвычайное положение на границе с Сербией из-за большого скопления беженцев. Несмотря на то, что граница закрыта уже почти сутки, нелегалы продолжают туда прибывать тысячами. Между тем, с теми, кто уже достиг заветной цели – Германии, власти страны не знают, что делать.

Венгрия ввела чрезвычайное положение на границе с Сербией из-за большого скопления беженцев. Несмотря на то, что граница закрыта уже почти сутки, нелегалы продолжают туда прибывать тысячами. Отчаявшиеся люди готовы на все: делают подкопы, пытаются пробить заграждения и объявляют голодовку. Между тем, с теми, кто уже достиг заветной цели — Германии, власти страны не знают, что делать.

Людей с сирийскими паспортами в Венгрии не ждут. Около тысячи беженцев скопилось с сербской стороны, ходят вдоль забора. Полицейские только пожимают плечами. В жару 30 градусов беженцы отказались от воды, еды и объявили забастовку — сидят на дороге в нейтральной полосе. Движение из Венгрии заблокировано, проехать не может ни один автомобиль. Беженцы продолжают приходить и садиться на асфальт.

Чуть позже забастовка перемещается непосредственно к самим воротам — беженцы блокируют выезд и въезд в Венгрию, требуя открыть границы. Теоретически попасть в Венгрию все-таки можно: на границе в оборудованных контейнерах начала работу комиссия по ускоренному рассмотрению документов.

"Мы не готовы разместить всех этих людей, — говорит бывший премьер-министр Венгрии, лидер партии "Демократическая коалиция" Ференц Дюрчань. — И теперь единственный выход состоит в том, чтобы они остались в Сербии. Я полагаю, что на все запросы об убежище венгерское правительство ответит отказом".

Впрочем, абсолютное большинство беженцев и не рассчитывает оставаться в Венгрии. Беженец из Сирии Омар Зедан учился в России — закончил Мордовский государственный университет в Саранске, инженер-строитель. Вернулся в родной Хомс, но вскоре уехал в направлении Германии, как и сотни тысяч соотечественников. Теперь те из них, кто не успел пройти границу, собираются ждать.

В Интернете для беженцев уже появились инструкции — как идти в обход. Вариант первый — Хорватия и Словения. Правда, хорватские власти уже аккуратно намекнули: можно наткнуться на минные поля времен войны на Балканах. Впрочем, национальная полиция обещает помочь всем беженцам. Второй вариант — Румыния. Там тоже готовы помочь с транзитом через страну. Понятно, что так путь на север займет теперь еще больше времени. Но венгерская граница, несмотря на забастовку, по-прежнему закрыта. А назад для беженцев дороги нет.

***

Мост как раз граница между Австрией и Германией: с одной стороны — австрийский Зальцбург, с другой — немецкий городок Фрайлассинг. Раньше никаких проверок здесь, естественно, не было, теперь дежурит наряд полиции. Досматривают каждый подозрительный автомобиль. При необходимости требуют предъявить документы. Так выглядит реакция Германии на бесконтрольный поток беженцев. Могут попросить показать — и что за груз находится в машине.

Основное внимание – конечно, к микроавтобусам, грузовикам, фурам, тем более автомобилям с прицепами. Полиция требует документы и, возможно, будет проверять, что, собственно, внутри. Если все нормально, водителя благодарят и отпускают.

Помимо проверки автомобилей, полицейские занимаются и беженцами, которые все-таки добрались до Германии. "Я из Сирии, — рассказывает Сакер. — Только приехали в Германию и хотим здесь остаться. У меня есть степень в области химии. Добирались семь дней. От ног ничего не осталось".

Каждому на руку надевают бумажную ленточку наподобие браслета — своего рода идентификатор. Беженцев сажают в полицейский автомобиль и отправляют, вероятно, в один из ближайших лагерей для мигрантов.

Накануне за один только день в Германию по железной дороги прибыли 4,5 тысячи мигрантов. В Австрию, по данным ООН, — 20 тысяч мигрантов, рекорд.

Меркель заверяет: погранконтроль и ввели, чтобы можно было регистрировать беженцев, как следует. "Мы находимся в не совсем простой ситуации, и это один из самых больших вызовов у нас в Европе, я бы сказала, за десятилетия, — отмечает федеральный канцлер Германии. — Поэтому очень важно с ним справиться, и я говорю снова и снова: мы это можем, и мы сделаем это, но справиться мы можем только сообща".

Сообща — это, пожалуй, ключевое слово. Глава МВД Германии Де Мезьер уже заявил, что на страны, которые против квот, необходимо оказать давление в том числе и финансовое. Эта реплика уже вызвала гневную реакцию словацкого премьера Роберта Фицо. "Никогда в истории ЕС ни одну страну не наказывали за альтернативную точку зрения", — напомнил он.

Идея с квотами, похоже, действительно, буксует. Накануне министры внутренних дел стран ЕС на экстренной встрече в Брюсселе договорились, как в течение двух лет распределить 34 тысячи беженцев. Но от них ждали другого — ясности насчет 120 тысяч. В Германии делают вид, что никакого провала не было. Однако даже в ООН не скрывают разочарования. Да и политические элиты Старого Света признают: Евросоюз трещит по швам.

"Считаю, что есть потенциальная угроза проекту Европейского союза, — говорит федеральный канцлер Австрии Вернер Файман. — Бездействие угрожает европейскому проекту, который находится в сердцах многих людей".

При этом брать все на себя Германия — локомотив евро экономики — тоже не собирается: Греции хватило.

В кабинете министров Германии — экстренное заседание. Перед Меркель, похоже, главный вопрос сейчас: как с одной стороны не потопить корабль евроединства, а с другой — избежать участи, когда именно Германии приходится оплачивать все счета.