Тема:

Ядерная программа Ирана 2 месяца назад

Соглашение по ядерной программе Ирана: трудный разговор в сенате США


Global Look Press

США не позволят Ирану разработать ядерное оружие, а в случае, если по иранцам ударит Израиль, – не будут вмешиваться. Об этом говорили американским законодателям госсекретарь Джон Керри и еще два министра. Они пытались убедить сенаторов поддержать соглашение по иранской ядерной программе.

США не позволят Ирану разработать ядерное оружие, а в случае, если по иранцам ударит Израиль, — не будут вмешиваться. Об этом говорили американским законодателям госсекретарь Джон Керри и еще два министра. Они пытались убедить сенаторов поддержать соглашение по иранской ядерной программе. Оно не нуждается в ратификации Конгрессом, однако если законодатели откажутся снимать с Ирана санкции, то соглашение может сорваться.

Госсекретарь США Джон Керри, министр энергетики Эрнест Монис и глава министерства финансов Джейкоб Лью более четырех часов доказывали сенаторам-республиканцам необходимость и эффективность соглашения с Ираном. Комитет по международным делам в сенате США — профильный, и от его реакции зависит очень многое.

Джон Керри убеждал сенаторов, что в политике выбирают не то, что хочется, а лучшее из того, что имеется, а также давал понять, что в случае неприятия соглашения Тегеран резко усилит свою военную ядерную программу. Иран и так обладает обширными технологиями по ядерной программе, и разбомбить эти знания невозможно.

"Выбор, который у нас есть: либо соглашение, которое гарантирует, что иранская ядерная проблема ограничена и носит полностью мирный характер, либо отсутствие любых соглашений. Давайте осознаем, о чем шла речь на переговорах по иранскому атому. Мы поставили своей целью лишить иранцев возможности создать ядерное оружие, и мы добились этого. Никто никогда не говорил, чтобы уничтожить всю их ядерную программу, поскольку на момент переговоров Тегеран уже располагал огромным числом центрифуг. Если Иран нарушит условия соглашения, мы узнаем об этом быстро и отреагируем на это соответственно", — убеждал сенаторов Джон Керри.

Несмотря на увещевания госсекретаря, законодатели-республиканцы подвергли соглашение резкой критике. По их мнению, соглашение, напротив, только усилит Иран и даст ему легальные пути обретения ядерного оружия. Кроме того, данное соглашение, по словам главы сенатского комитета Боба Коркера, фактически выбивает у США из рук рычаги для давления на Тегеран, а это может привести, по мнению политиков, к тому, что Иран станет региональным лидером, чего Соединенные Штаты допустить никак не могут.

"Я говорил с членами обеих партий прошлой ночью. Я расстроен: нас ставят перед выбором — это соглашение или война. В конце концов, мы дадим Ирану то, что он хочет, у нас нет причин принимать иранскую программу. Никакой ученый нас не убеждал в том, что от нее есть польза. Мы дадим им доступ к деньгам, сняв санкции, и позволим им ядерные разработки"- считает Коркер.

Еще один деликатный вопрос — ситуация с Израилем: он все-таки союзник США. Начиная с момента заключения соглашения, Тель-Авив отзывался о договоренности исключительно в резких выражениях. Учитывая то, что израильтяне никогда не стеснялись идти на любые меры, если речь идет о безопасности государства, Джон Керри попытался убедить сенаторов, что соглашение даст возможность Израилю спать спокойно.

В частности, госсекретарь США отметил: "Если соглашение по иранской ядерной программе реализуют, то безопасность Израиля повысится. Я, конечно, понимаю озабоченность премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху по этому вопросу, но не согласен с его видением того, как соглашение повлияет на государство, и как будет обеспечена безопасность Израиля через механизм, который внедрят. Нет повода для беспокойства. Мы увеличиваем время на возможное создание ядерного оружия Ираном с двух месяцев до года, снижаем запас с 12 тысяч килограммов ядерного топлива до нуля, снижаем количество центрифуг".

Начиная с 20 июля, у американского конгресса есть 60 дней на то, чтобы высказать свою позицию по соглашению. В случае несогласия Барак Обама может наложить вето на решение конгресса, а чтобы его преодолеть, необходимо две трети голосов сената и палаты представителей, что фактически приведет к блокировке выполнения Америкой соглашения.