Матч под ковром: кто и почему объявил войну Йозефу Блаттеру


EPA

Объявивший о своей отставке президент ФИФА Йозеф Блаттер попал под следствие ФБР и Минюста США. Одновременно с этим Интерпол объявил в розыск по делу о коррупции шестерых чиновников ФИФА. Сам Блаттер при этом хорошо знает – кто и почему объявил ему войну.

Объявивший о своей отставке президент ФИФА Йозеф Блаттер попал под следствие ФБР и Минюста США. Об этом сообщают американские СМИ. Одновременно с этим Интерпол объявил в розыск по делу о коррупции шестерых чиновников ФИФА, представителей федераций Северной и Южной Америки. Таким образом, даже после решения Блаттера покинуть свой пост, его противники ясно дают понять, что не намерены сворачивать кампанию по дискредитации руководства организации. Сам Блаттер при этом хорошо знает — кто и почему объявил ему войну. В США и Великобритании не могут простить ему то, что ближайший чемпионат мира пройдет в России.

Спустя сутки после неожиданного заявления Йозефа Блаттера о своей скорой отставке, когда первое изумление прошло, стало окончательно ясно, что это был единственный способ защитить футбол от попыток использовать его в качестве геополитического оружия. Не факт, что сработает, но, по крайней мере, теперь тем, кто, отталкиваясь от частного факта коррупции, хотел бы произвести тотальную ревизию всех дел и решений ФИФА, необходимо создавать новую ось взамен фигуры Блаттера, вокруг которой мог бы и дальше в ежедневном режиме раскручиваться информационный торнадо. Его разрушительный потенциал еще понадобится, его необходимо чем-то подпитывать. И вот за несколько часов до того, как действующий президент ФИФА объявил об уходе, американская телекомпания ABC в эфире и газета New York Times в Интернете сообщили о том, что ФБР располагает сведениями, что Жером Вальке — генсек футбольной федерации, а следовательно — человек, близкий к Блаттеру, и есть тот самый чиновник, который перевел вице-президенту ФИФА Джеку Уорнеру взятку в 10 миллионов долларов в качестве платы за поддержку южно-африканской заявки на чемпионат мира 2010 года.

Вывод, к которому приходят западные СМИ: Блаттер не мог не знать об этом. И уже независимо от того, что ни он, ни Вальке не фигурируют в материалах американской прокуратуры, между подвижками в уголовном деле и отставкой президента выстраиваются причинно-следственные связи — прямо и в качестве намеков, мол, должно было случиться что-то экстраординарное.

"Когда в пятницу вечером после конгресса ФИФА я давал интервью, то сказал: это не конец, он точно не продержится четыре года. Но даже я не предполагал, что он покинет пост во вторник", — подчеркивает глава Футбольной ассоциации Англии Грег Дайк.

Пост в обмен на личную неприкосновенность и сохранение единства мирового футбола под эгидой ФИФА? Оценивая вероятность такой сделки как высокую, западные СМИ выносят за рамки дискуссии то обстоятельство, что в США в футбол играют руками, а соккер для американцев имеет значение постольку, поскольку это спорт номер один в остальном мире, а, следовательно, рычаг давления. И Блаттер не мог бы выторговать никаких личных гарантий — американцы пойдут так далеко, как подскажет им их собственное ощущение политической целесообразности. Если у них есть задача отнять чемпионат мира у России, и для этого им надо будет посадить Блаттера, — они постараются его посадить. Если надо будет перетряхнуть всю ФИФА — постараются перетряхнуть, а не получится — разрушат. Но, конечно, с самым благородным мотивом — разорить гнездо коррупционеров. Здесь и помощников искать не пришлось.

"Мы не можем комментировать решения других людей, вне зависимости от того — под следствием они или нет. Это открытый процесс, всю информацию можно получить в суде. Расследование все еще продолжается, и я бы еще раз хотела поблагодарить швейцарские власти за хорошую совместную работу, взаимодействие и координацию во время проведения арестов на прошлой неделе. Это еще один прекрасной пример международной кооперации", — заявила генеральный прокурор США Лоретта Линч.

В рамках этой кооперации швейцарская прокуратура, как известно, расследует дело, касающееся победы заявок России и Катара на чемпионаты мира 2018 и 2022 годов. Больше всех по этому поводу дергаются англичане, которых Россия тогда в 2010 года победила. Сначала они выступили с идеей бойкота российского чемпионата мира, раз Блаттер не ушел, а теперь, когда он ушел, рассчитывают на дивиденды.

"Если будет доказано, что решения о месте проведения чемпионата мира в 2018 и 2022 годах были приняты из-за коррупции и незаконной деятельности, то тогда, очевидно, вновь возникнет желание вернуться к этому вопросу и пересмотреть его", — подтвердил министр по культуре, СМИ и спорту Великобритании Джон Уиттингдейл.

Решение Блаттера английские футбольные функционеры восприняли в первую очередь как косвенное признание. Они в лучших традициях инквизиции поставили знак равенства между признанием и виной. Но единственным рациональным объяснением поступку президента ФИФА, который отдал футболу 40 лет жизни, служит осознанием им того факта, что в тот момент, когда он уйдет, исчезнет причина внутреннего конфликта в ФИФА — интересы его критиков в федерации, в первую очередь из Европейского футбольного союза, разойдутся с интересами тех, кому на федерацию наплевать.

И правда в том, что отнимать чемпионат мира у России никто, включая УЕФА, не хочет. Открыто против этой идеи выступили французы и немцы, да и те же англичане, скорее, рассчитывают на компромат против Катара и прицеливаются на 2022 год. Так что решать политическую задачу наказания России за все, используя для этого ФИФА, станет значительно сложнее. Кто бы ни пришел на смену Блаттеру, есть вероятность, что это будет португальская звезда Луиш Фигу, или поддержанный УЕФА иорданский принц Али получит возможность на вторую попытку, или на новенького выйдет кувейтский шейх Аль Сабах. Наконец, это может быть и сам глава европейского футбола Мишель Платини. Его шансы, кстати, оцениваются как предпочтительные.

"Все европейцы думают, что Мишель — лучший кандидат. Но решение за ним. Захочет ли он так менять свою жизнь? Готов ли ввязаться в этот бой?" – вопрошает президент Футбольной федерации Франции Ноэль Ле Гре.

Совсем не факт, что Платини ответит для себя на все эти вопросы положительно и променяет комфорт европейского на риски глобального управления. Он, конечно, был против Зеппа, но, скорее, против затянувшегося пребывания у власти человека, на которого сложно влиять. А то, что случилось в последнюю неделю с ФИФА, даже у противников Блаттера не должно было оставить сомнений в уязвимости позиции главы любой организации, частью которой являются США.

Американцы, кстати, тоже могут поддержать Платини. Ни в чем откровенно коррупционном он не замечен — разве что в 2010 году голосовал за Катар. И по странному совпадению, сразу после победы этой заявки, его сын Лорен Платини возглавил государственный фонд Qatar Sports Investment, который уже в следующем году вложил в ведущий клуб Франции "Пари Сен-Жермен" 130 миллионов долларов. Пустяки, но может пригодиться, если снова надо будет экстренно чистить мировой футбол от коррупции.