Тема:

Проблемы турфирм и чартеров 2 года назад

Курортный плен: с такими темпами "Турпомощи" на всех не хватит

Череда банкротств туркомпаний поставила отрасль на грань выживания. Клиентов "Невы" и "Лабиринта" пришлось вызволять из зарубежного курортного плена оператору "Турпомощь". Если грянет еще одно банкротство, средств фонда для того, чтобы вывезти всех туристов, может не хватить.

Дмитрий Медведев поручил замглавы правительства Дмитрию Козаку и врио главы Ростуризма Олегу Сафонову взять на контроль ситуацию с клиентами турфирм, приостановивших свою деятельность, сообщает ИТАР-ТАСС. В объединении "Туропомощь", в фонд которого "скидывались" крупнейшие туроператоры на случай таких ЧП, теперь заявляют, что, видимо, для спасения туристов потребуется помощь государства.

Клиентов "Лабиринта" вывезут. А других?

Олег Сафонов заявил журналистам, что средств "Турпомощи" для вывоза оставшихся за границей клиентов "Лабиринта" хватит. Однако, как пояснила "Интерфаксу" пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова, даже если средств хватит на вывоз всех туристов "Лабиринта", то фонд окажется полностью пуст. Это значит, что "в случае еще одного банкротства действовать будет очень тяжело".

Сегодня уточняется, что (по разным данным) на заграничных курортах остаются еще около 16-17 тысяч клиентов "Лабиринта" (больше 5 тысяч уже вернулись на Родину). Ранее сообщалось, что от банкротств последних дней пострадали около 27 тысяч туристов.

По злой иронии судьбы, 1 августа в "Российской газете" было опубликовано интервью временно исполняющего обязанности главы Ростуризма Олега Сафонова. В нем он, в частности, отвечал на вопрос: "Как долго еще продлится ежегодный сбор в 100 тысяч рублей с турагентств, в чем специфика такого взноса?"

Сафонов пояснил: "Турпомощь", которая аккумулирует эти сборы, была создана решением правительства РФ. Цель этой организации — в случае возникновения ситуации с банкротством туроператоров и нахождением наших граждан за рубежом, сформировать фонд, который бы позволил решить задачу перемещения наших граждан обратно на Родину. На сегодня в фонд внесено порядка 360 миллионов рублей. В случае если операторы не продлевают свое членство в "Турпомощи" и не делают ежегодный взнос, согласно закону, Ростуризм таких операторов исключает из Единого федерального реестра туроператоров. На наш взгляд, порядок очень правильный".

На вопрос, помогала ли кому-то уже "Турпомощь", Сафонов ответил: "Слава богу, никаких крупных банкротств не происходило. Поэтому фонд ни разу не использовался. Но собранные деньги не лежат мертвым грузом, а размещены на депозитах. Ими занимается управляющая компания, она получает доходы от вложения этих денежных средств, передает их на капитализацию. Размещены деньги в очень крупных государственных банках. При необходимости, согласно договору, средства будут оперативно, в течение 24 часов направлены на немедленную помощь оказавшимся в неприятной ситуации туристам".

Вечер. Пятница. Банкротство

Гром грянул ближе к вечеру пятницы, 1 августа, когда госчиновники и сотрудники турфирм уже закончили свою работу и впереди были выходные. "Оренбургские авиалинии" вдруг отказались перевозить туристов из-за задолженности "Идеал Тура" (как выяснилось, она возникла не вдруг), а затем (в выходные же) обрушился "Лабиринт", который работал на рынке больше 20 лет.

В туротрасли тут же назвали ситуацию "беспрецедентной". В Российском союзе туриндустрии (РСТ) располагают данными, что около 40 тысяч туристов приобрели путевки на ближайшее время у приостановившего деятельность "Лабиринта".

В минувшие выходные первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович в эфире "России 24" заявил, что всем повезло с "Турпомощью", которая оперативно смогла сработать в этой критической ситуации. "Кроме нее уповать не на кого", — отметил Канторович.

Однако, по его словам, непонятно: почему, зная о проблемах, нужно было вывозить за рубеж 25 тысяч туристов. "А это — 100 неоплаченных самолетов, — поясняет Канторович. — Зачем не остановили вылеты на первом неоплаченном самолете? Почему именно в пятницу в 8 вечера приостановили полеты, когда не работают офисы, не работают банки?"

"Свою роль в этом сыграл (а точнее, не сыграл) Ростуризм, — считает представитель руководства АТОР. – Он не мониторил ситуацию, не связывался с авиакомпаниями и не сделал ничего для того, чтобы эту ситуацию предупредить".

Руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова, отвечая на обвинения ведомства в "бездействии", говорит, что "предвидеть череду проблем с туроператорами, приостановившими свою деятельность, невозможно, так как представители туриндустрии не имеют полномочий контролировать и проверять работу компаний".

Ростуризм оправдывается: недостаточно полномочий

"Конкретно Ростуризм спрогнозировать такую ситуацию с банкротствами туроператоров никак бы не смог, так как у ведомства нет достаточного функционала и прав, чтобы вмешиваться в деятельность туроператоров и в их отношения со страховщиками, а также мы не имеем права проверять компании. В данной ситуации Ростуризм имеет возможность лишь проверять документы и бухгалтерскую отчетность", — заявила Щеголькова ИТАР-ТАСС.

Кроме того, проблема, по ее словам, также заключается в том, что "подобного туристического коллапса в России еще не было". "Поэтому и опыта, как действовать в таких ситуациях, пока не имеем", — пояснила представитель Ростуризма.

А деньги где?

Между тем, "сыпаться" туристическая пирамида начала не вдруг. Тревожные звоночки были и ранее. А 16 июля (то есть больше двух недель назад) рухнула старейшая в России туркомпания "Нева". Затем (25 июля) объявила о приостановлении своей деятельности компания "Роза ветров Мир", а 30 июля — туроператор "Экспо-тур".

Обращает на себя внимание и ситуация со страховыми компаниями, с которыми сотрудничали, в частности, "Нева" и (частично) "Лабиринт" – крупнейшие туркомпании с многомиллионными оборотами и, казалось бы, незыблемой репутацией.

Радио "Вести ФМ" напоминает, что "Нева", например, долгое время страховалась в крупной компании "СОГАЗ", но затем вдруг выяснилось, что незадолго до банкротства она поменяла страховщика на мало кому ранее известную компанию "Восхождение".

Кроме того, после крушения "Лабиринта" выяснилось, что и эта туркомпания частично страховала своих клиентов также в "Восхождении". Теперь уже понятно, что всем пострадавшим туристам денег на возмещение из ее "закромов" вряд ли хватит.

Примечательно и то, что вся эта череда разорений пришлась на пик курортного сезона, когда десятки тысяч туристов, честно и загодя оплатив свои поездки, надеялись отправиться в путешествие. Однако до авиаперевозчиков и отелей, как теперь выясняется, эти средства либо не дошли вовсе, либо дошли лишь частично.

На резонный вопрос: "Где деньги?" теперь будут, видимо, отвечать следователи. Глава СК РФ 4 августа поручил проверить "Неву" и "Лабиринт" на предмет мошенничества.